Михаил Барышников, наверное, является самым успешным советским эмигрантом в США. Об этом можно судить, хотя бы, по тому, что он смог сохранить популярность в США и после развала СССР и то, что много американцев старше 30-40 лет знают его. Особенно восхищает то, что у него не было никаких знаний о жизни и порядках на Западе (он не был сыном дипломата и т.п.), но он смог «изменить мир под себя». Также Михаил Барышников периодически играл в кино, и я лично узнал о его существовании после просмотра в старших классах «Секса в большом городе».
В вышедших в 1985 году «Белых ночах» Михаил Барышников фактически сыграл самого себя – танцовщика-эмигранта Николая Родченко. Николаю удается преуспеть на Западе, но во время перелета в Японию самолет вынужден совершить аварийную посадку на военном аэродроме в Сибири. Один из агентов КГБ узнает Николая и его перевозят в Ленинград. К Николаю прикрепляют «нянек» - степ-танцовщика Реймонда и его русскую жену Дарью. Несмотря на предложения вернуться в качестве прима-балерины в родной театр и неусыпный контроль КГБ, Николай начинает обдумывать план побега…
В какой-то степени «Белые ночи» носят некий пропагандистский оттенок, но его нельзя причислить к дубовым агиткам о том, как все плохо в СССР. Этот фильм показывает особую породу людей – рожденных свободными. Николай – самовлюбленный «артистичный сукин сын», но он не был рожден ходить строем и подчиняться чьему-то жесткому диктату. Поэтому он смог стать полноценным жителем Запада 1970-1980х годов, который тогда был намного свободнее, чем сейчас.
Есть множество афоризмов про свободу, но мне запомнилось изречение первого Президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика: «Что такое свобода? Это право выйти на главную площадь и прокричать: «Боже, какое у нас плохое правительство!» (не уверен в точности цитаты) Реймонд бежал из несвободных США 1960х, протестуя против войны во Вьетнаме, но в СССР он получил лишь должность бесправного клоуна на побегушках. Поначалу между ним и Николаем неприязненные отношения, но житель Запада помог Реймонду снова осознать важность свободы в самом широком смысле ее слова, включая свободу политическую.
Также пропагандистский аспект фильма нивелируется хорошо поставленными танцевальными сценами, саундтреком и отличной игрой Ежи Сколимовского в роли мерзкого и хитроумного полковника КГБ Чайки. В целом «Белые ночи» - неплохой одноразовый бенефис Михаила Барышникова. Кстати, он до сих пор продолжает выступать.
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/93003.html.