8 подписчиков

Ошибки дизайнера интерьера при общении с заказчиком

711 прочитали

Ошибки дизайнера интерьера стоят дорого. И в прямом, и в переносном смысле. Наши «холсты» - дома, квартиры, рестораны, магазины – стоят миллионы. Настоящий профессионал бережно относится к имуществу, деньгам, чувствам и желаниям заказчика, делает все, что кажется в его силах, но иногда понимает, что все идет не туда, а отношения с заказчиком разрушаются. Разочарование захлестывает обе стороны – и обе от этого проигрывают.

От ошибок не застрахован никто. Особенно в начале своей карьеры. Особенно в профессии, в которой нет четких правил и догм, и у каждого свой путь. И иногда он прямо противоположен тому, чему учили дизайнера на занятиях. И все же есть типичные ошибки, которые практически всегда вредят проекту, портят отношения с заказчиком, а в случае повторения их снова и снова – могут привести и к полному разочарованию в профессии.

Чтобы этого не случилось – предвосхитим и предотвратим, воспользовавшись опытом коллег.

Все ошибки дизайнера я бы условно поделила на 2 большие категории: ошибки в работе и ошибки в общении с заказчиком. Итак. Что же мы делаем не так при общении с заказчиком.

1. До заключения сделки:

- Называем неадекватно низкую цену.

В условиях жесткой конкуренции предложение самой низкой цены кажется логичным решением. Но не в нашей профессии. Наши вложения в проект велики (временные, интеллектуальные, технические), наш товар не серийный, индивидуальный, и реально снизить его стоимость можно только за счет качества – иначе уходишь в убыток. Отдельно выделю повальную ошибку всех молодых специалистов - бесплатная или почти бесплатная работа ради портфолио или ради рекомендации – это обесценивание своей работы и в собственных глазах, и в глазах клиента, она будет казаться незначительной и простой. Вас запомнят как «дешевого дизайнера» и именно так и будут рекомендовать. Следующий клиент будет ориентирован на ту цену, которую назвал ваш первый заказчик.
На первые проекты скидки делать, конечно, нужно, но они должны быть адекватны.

- Соглашаемся на все.

На любые условия, на любого клиента, на любой проект. А ведь дизайнер и клиент могут и не подойти друг другу. По образу жизни, темпераменту, не сойтись в финансовых и юридических вопросах, принципах работы, стилистических предпочтениях, список можно продолжать долго. У каждого дизайнера есть сильные и слабые стороны. Для одного клиента он станет спасением, для другого – головной болью. Не стоит брать все заказы подряд. Работая с несимпатичными проектами и несимпатичными людьми, в неудобном ритме, дизайнер не сможет чувствовать себя комфортно, раскрыть свой потенциал. Будет испытывать стресс и выполнять работу хуже, чем мог бы при других обстоятельствах.

- Не выясняем техническое задание.

Если заказчик впервые работает с дизайнером интерьера, а особенно если это его первый интерьер, он почти наверняка представляет работу дизайнера слабо, черпая информацию из популярных ТВ-шоу, фильмов, проводя аналогии со знакомыми ему другими профессиями или выстраивая образ по обрывочным рассказам друзей и знакомых. Даже если заказчик уже работал с дизайнерами – скорее всего работал по совсем другой схеме. Чрезвычайно важно понять, чего именно хочет клиент, в какой срок и в каком объеме. Осторожно следует относится к заявлениям клиентов о том, что они «сами все придумали, нужно только начертить». Как показывает практика, чертить придется много, придумывая все с нуля, при этом еще доказывая, что вариант клиента (без окон, дверей или мебелью не в масштабе) невозможен.

- Не объясняем как будет организована работа.

Эти разъяснения должны быть даны до заключения договора. Лучше всего кратко и своими словами пересказать договор. Потому что мало кто хочет вникать в сухой юридический язык. И вы сэкономите время в случае, если условия клиенту не подойдут. Чтобы не ехать, например, в другой город на заранее обреченную сделку.

Необходимо объяснить клиенту, какие проблемы дизайнер готов решать, а какие – нет. За что он отвечает, а за что – нет. Например, при всем желании он не может отвечать за других людей, которые от него не зависят – за действия рабочей бригады, поставщиков. Иногда проверенный годами поставщик уходит с рынка, иногда подводит и исчезает с деньгами рабочая бригада.

Дизайнер не может решить абсолютно все проблемы один: клиент и дизайнер должны быть одной командой, вместе идти к цели. Только совместная работа принесет хороший результат. Важно объяснить клиенту, что он также будет принимать активное участие в работе, что на это придется выделить время и силы. Дизайнер не может сам догадаться о том, о чем молчит клиент, о его мечтах, вкусах, психологическом климате в семье, о будущем переезде в дом престарелых родителей, о планах завести собаку или питона. И что важнее – дизайнер не может конфликтовать с рабочей бригадой, не может ей приказывать, отстранить от работы – ведь не он платит прорабу, не с ним заключен договор. Клиенту надо сразу объяснить, что очень много вопросов потребуют совместных действий и решений.

Исключение - генподряд – когда дизайнер полностью берет на себя ответственность за все решения и за весь проект.

2. На этапе реализации проекта:

- Работаем без договора.

Времена, когда дизайнеры, как и вся страна, работали «по понятиям» и объясняли «на пальцах» ушли безвозвратно. Будущее за системностью, скоростью, четкой организацией работы с легким привкусом бюрократии, за открытым диалог с заказчиком, которому ясно и понятно, что вы делаете, как работаете и за что получаете деньги.

Без договора работа рискует превратиться в хаос и стресс для обеих сторон, потому что каждая движется своим путем и в свою сторону, и пути эти не совпадают. При отсутствии четких договоренностей все спорные ситуации и клиент, и дизайнер, будут трактовать в свою пользу. Мало того, отсутствие границ может быть почвой для манипуляции, как односторонней, так и обоюдной.

Договор должен быть простым, понятным и удобным. Не шаблонный, скаченный из интернета (такой только загубит дело и все желание работать дальше), не мудреный (как будто написанный с целью обхитрить клиента), а написанный вами или для вас, просто и понятно описывающий, когда и как вы будете работать, что получит клиент и какими порциями, что будет, если вы с клиентом решите прекратить работу или все переделать, как заказчик будет просматривать отосланные вами материалы и как утверждать, как согласовывать со своей семьей или партнерами, как оплачивать работу, что в нее входит, а что нет. Договор максимально просто должен описывать все этапы работы и пояснять, как быть в непредвиденных и неожиданных ситуациях.

Сразу оговорюсь – документы надо именно подписывать. Устное описание этапов работы и условий работы, отправка договора по почте заказчику для ознакомления – все это не поможет. То, что не подписано – будет невнимательно выслушано, забудется или будет проигнорировано, а потом при случае будет интерпретировано неверно и не в вашу пользу.

- Работаем без аванса.

Аванс, как и договор – гарант серьезности намерений клиента и проявление уважения с его стороны. Если работа сделана и получена – то оплачивать ее уже необязательно. К сожалению, встречаются клиенты с такой логикой. Она еще больше подкрепляется тем, что дизайнер не попросил аванс. Значит работа настолько несущественна, что дизайнер стесняется просить деньги. Значит и после особо не расстроится, если их не получит. Если дизайнер сам не уважает себя и свой труд, свое время, то и другие не станут уважать.

- Работаем бессистемно.

Этапность, систематическое описание проделанной работы , отчеты и логика процесса дают заказчику уверенность в вас как в профессионале, понимание того, что происходит с его имуществом и деньгами.

Жесткие рамки договоренностей и условия договора не только успокаивают клиента, но и помогают дизайнеру – держат в тонусе, в определенных рамках – творческих, временных, финансовых, моральных. Помогают творить, не запутавшись в этапах работы, не свернуть с верного пути.

Если взять за правило присылать клиенту еженедельные отчеты по почте – это поможет вам остаться понятыми другой стороной на протяжении всей работы. И остаться в безопасности, в стороне от беспочвенных обвинений. Важно понимать, что дизайн – это больше процесс, чем результат. Это поиск, это тысячи отбракованных решений в голове дизайнера – и только одно, единственно верное – на выходе. «За кадром» остается большая часть айсберга. Этапы разработки, расчетов, эскизов, творческих поисков не измерить и не взвесить. Как клиенту понять, какой колоссальный пласт невидимой ему работы предшествует «красивым картинкам»? Сам клиент не догадается. Ведь на выходе проекты кажутся такими легкими, такими понятными, такими логичными – что начинает казаться, что все родилось само по себе или существовало всегда, без дизайнера. Поэтому возьмите за правило ясно и понятно описывать, чем вы занимались и какую задачу решали на определенном отрезке времени – когда нет конкретного результата, который можно прислать или показать - чтобы клиент понимал, что работа не стоит на месте.

Еще один важный совет – чтобы не пришлось бесконечно переделывать – необходимо сначала спросить, а потом сделать, а не наоборот. Бывают исключения, но редко.

- Не умеем управлять своими эмоциями.

Людям творческих профессий порой сложно быть хладнокровными в общении, яркие эмоции – неотъемлемая составляющая нашего бытия. Но стремиться к этому бывает полезно. Восторг от перспективного заказа или слепое доверие хорошим знакомым может заставить замолчать голос разума; гнев – дестабилизировать, обида – опустить руки.

Теплые дружеские отношения, часто возникающие между дизайнером и клиентом, мешают им говорить о сроках, о деньгах, появляются обиды и недопонимания, которых в деловых отношениях быть не может. Дизайнер стесняется заговорить с клиентом о том, что все невинные просьбы клиента «чуть подправить», «переделать», несколько раз «дополнительно выехать на объект или в салоны», искать по всему городу «самое-самое выгодное предложение» необходимо оплатить – что иначе дизайнер начинает работать себе в убыток, потому что иногда такая работа пожирает все рабочее и нерабочее время на недели, а порой и на месяцы. Границу перейти очень легко – особенно когда дизайнер увлекающийся, ответственный, когда ему обязательно надо, чтобы все было идеально, даже больше, чем клиенту. Наше творение мы любим, оберегаем и лелеем порой слишком фанатично. И клиент резонно задается вопросом – если это так нужно дизайнеру, если он с таким восторгом работает, с таким интересом, получает от работы и от общения столько удовольствия – зачем ему платить? Тем более он и сам не просит.

Денежный вопрос может мучить и заказчика – например, когда он не хочет признаваться дизайнеру в том, что бюджет был урезан, изменились обстоятельства – и пытается на ходу изменить проект, не дает прямого ответа на вопросы, не утверждает выбранные ранее позиции. Так как истинную причину дизайнер не знает, то иногда это превращается в большую дополнительную и утомительную работу, нелогичные убыточные решения. Если дизайнеру сказать о реальном положении дел заранее, он будет комплектовать объект гармонично, правильно распределяя бюджет и расставляя приоритеты.

Дружить не нужно. А вот доверять надо обязательно. Если заказчик дизайнеру не доверяет, целенаправленно не работает с его поставщиками боясь переплат, перепроверяет, прислушивается к советам прораба больше, чем к дизайнеру – это однозначный повод расстаться навсегда. Замена одних материалов другими, замена идей дизайнера на идеи рабочих разваливают и объект, и отношения.

Дизайнер же, в свою очередь, должен помнить ради кого и ради чего он работает. Ради заказчика, ради его комфорта и гармонии в его семье. Не ради собственных амбиций и публикации в журнале. Поэтому если клиент категорически на чем-то настаивает, мы не в праве возмущаться, уходить, хлопнув дверью, обижаться и ставить ультиматумы. Ему жить в этом пространстве и ему решать. Мы же предупреждаем о всех негативных последствиях (лучше – в письменном виде) – и продолжаем работать.

Исключение лично для меня – безопасность. Если клиент настаивает на незаконных и небезопасных решениях, я отказываюсь работать дальше.

Желаю всем комфортной рабочей среды и непревзойденных результатов.

Ирина Харченко, юрист, дизайнер интерьеров, графический дизайнер.

+7 9600 46 16 24, инстаграм: @irina_valerevna_kharchenko