Найти тему
Алексе/й. Психолог

3. Психотерапия детей

Привет или, как говорят у нас в профессиональном сообществе психологов, здравствуйте. Я понимаю, что название данной статьи может вызывать у Вас эмоции, сравнимые с героем уже классического мема "случай в казино". Пока Вы так и хотите с недоумением задать вопрос "Ты что, дуралей, чёрт?*", позвольте мне объяснить, что Я имею ввиду.

Есть мнение, что психотерапия может быть успешна при определенных условиях (или требованиях к клиенту). Одним из таких требований являются возрастные рамки. Например, Карл Роджерс [Роджерс, 2015, стр. 48] считал, что для эффективного консультирования и психотерапии, возраст клиента должен находится в возрастном диапазоне от 10 до 65. Этот возраст объясняется некоторой степенью независимости в поступках и принятии решений, а также достаточной гибкостью при адаптации. Также, очевидно то, что этот диапазон довольно условный. Если Вам уже 9.5, и Вы сильный и независимый молодой человек или прелестная леди в самом рассвете сил, то добро пожаловать ко мне на консультацию.

Позиция Роджерса получает свою поддержку в исследованиях Ж. Пиаже. Этот швед выделяет 4 стадии развития интеллекта [Пиаже, 2003], а также одним из важных феноменов в его теории является феномен эгоцентризма.

Эгоцентризм - неспособность ребенка (обусловленная естественным развитием человека; не является патологией) принять точку зрения, отличную от собственной. Проявляется как в физическом плане ("Например, ребенок может показать свою правую руку, но, глядя на стоящего против него партнера, будет путать отношения..."), так и в социальной плане ("...ребенок сначала приписывает другим свой собственный взгляд на вещи") [Пиаже, 2003, стр. 72].

Эгоцентризм, который характерен для детей до 7 лет вызывает затруднение в проведении консультативной работы с детьми из-за их неспособности встать на другую точку зрения. Получается, что с детьми до 10 лет проводить психотерапию нет никакого смысла? Шах и мат, психологи? Да. Нет. Это как посмотреть.

Проводить классическую сессию в формате вербальной психотерапии (в форме беседы), на мой взгляд, будет не очень эффективно. Маленькому ребенку сложно будет концентрироваться на ситуации в течение 50 минут, а также, его речевой запас, зачастую, не способен обеспечить выражение всего спектра чувств. Однако, работа с маленькими детьми возможна, и на помощь нам приходит "рыхлая осадочная горная порода" (© Википедия).

*тут Я придумал шутку про рекламу песка, но в моих представлениях она бы сработала в качестве видеоролика, а расписать интересно текстовую рекламу у меня пока не получится. Так что представьте, что в этом моменте Вы посмотрели забавный ролик о рекламе песка*

Песочная терапия - это метод психологической работы с клиентом с использованием специальной песочницы и фигурок. Данный метод возник в рамках Юнгианского аналитического подхода. Песочная терапия стала для меня очень удобным и эффективным методом работы с детьми.

Фото моего построения в песочнице, сделанное в мае 2017 года. Сейчас Я бы не выставил сову, что находится справа от дома. Почему? А вот. Дом тоже, наверное, не выставил бы
Фото моего построения в песочнице, сделанное в мае 2017 года. Сейчас Я бы не выставил сову, что находится справа от дома. Почему? А вот. Дом тоже, наверное, не выставил бы

Метод песочной терапии показал свою эффективность в работе с различными проблемами у совсем юных клиентов. Есть исследования [Старостина и др., 2018], [Han et al., 2017], [Torenro et al., 2017] которые указывают на эффективность данного метода работы при следующих проблемах:

  1. Психологические последствия сексуального насилия;
  2. Детская агрессивность;
  3. Негативное взаимодействие со сверстниками, проблемное поведение;
  4. Детская тревожность.

Как устроена сессия песочной терапии? Клиенту предлагается сделать построение в песочнице: выстроить ландшафт, выбрать фигурки и выставить их в песочницу. Затем клиент придумывает название своего построения. Далее, терапевт вместе с клиентом обсуждают построение, обсуждают мысли и чувства возникшие в процессе построения. Обсуждается символика фигурок и ландшафта. После обсуждения, клиенту предлагается изменить построение, добавить, изменить или убрать что-либо в песочнице и заново дать название построению.

После предыдущей публикации, многие меня спрашивали: "Алексе/й, как твои дела?". Дела у меня хорошо, спасибо. Хотя Я подозреваю, что эти два события никак не связаны. Мы, психологи, любим искать смысл во всем происходящем вокруг. Как говорится, не ищи смысл там, где Виктор через препятствия прыгал. (Если это читает человек по имени Виктор, извините, имя первым пришло в голову).

Символика, лично у меня, вызывает массу вопросов. Тут проблема в том, что все исследования об эффективности песочной терапии, которые Я находил предлагают комплексный взгляд на песочную терапию. Они не затрагивают вопросы эффективности и достоверности отдельных компонентов терапевтической работы на песке. Отсюда мне кажется не понятным, достаточно ли обусловлена такая интеграция символики с песочной терапией. Возможно, конечно, что в детстве меня уронили, и поэтому:

  1. Когда на Пасху мне говорят, что "Христос Воскресе", Я неловко отвечаю "Здорово, спасибо" (данная фраза не преследует цель оскобить чьих либо убеждений, Я крестьянка, как и мы все);
  2. Если мне говорят "не свисти денег не будет", Я спрашиваю: "А почему?";
  3. Мне сложно поверить в символику ландшафта и фигурок в песочной терапии.
Фото сделано в 2017 году. Это Я каждые пять минут на обучении песочной терапии. Я очень благодарен своему преподавателю, благодаря ей Я владею очень крутым методом психотерапии. Если ты это читаешь, спасибо тебе большое за обучение. И огромное спасибо за терпение.
Фото сделано в 2017 году. Это Я каждые пять минут на обучении песочной терапии. Я очень благодарен своему преподавателю, благодаря ей Я владею очень крутым методом психотерапии. Если ты это читаешь, спасибо тебе большое за обучение. И огромное спасибо за терпение.

На мой взгляд, обращение к символике ландшафта и фигурок в песочной терапии работает в случае, если мы работает с клиентом, который имеет достаточный уровень развития мышления. Обращение к символам требует определенной способности к обобщению информации.

В своей работе с детьми в песочной терапии Я предерживаюсь следующим принципам:

  1. Взаимодействие с песком и фигурками в игровой форме само по себе терапевтично;
  2. При построении, которое проходит в игровой форме, человек проецирует на песок свои проблемы, за счет чего происходит эмоциональная разгрузка;
  3. Есть что-то магическое в возможности исправить построение (читай проблему) после её первого построения;
  4. Построение, а также обсуждение между построениями, позволяет человека взглянуть на свою проблему "со стороны".

Напоследок, хочу поделиться с Вами одним ярким личным опытом работы песочной терапии с ребенком.

1477 год. В этом году был основан Тюбингенский Университет. Спустя 4 дня после этого важного для мировой педагогики события, ко мне пришел коллега по работе и высказал свое беспокойство относительно одного своего подопечного. Я предложил коллеге пригласить родителя подопечного ко мне на консультацию. С родителем мы договорились о том, что ребенку будет предложено посетить мой кабинет, где мы будем заниматься песочной терапией. Ребенок проявил к этому интерес и дошел до меня. Проблема у ребенка была в повышенной тревожности, что выливалось в плохое поведение на занятиях Богословия (15 век, все дела). Мы провели около восьми встреч. На каждой встрече ребенок строил зоопарк. На первой встрече это был зоопарк в городе, которых отличался малогабаритными загонами, в которых животных было тесно. Постепенно мы обсуждали "тесноту" проявлений ребенка, обсуждали то, как ему бывает сложно выразить все чувства, которые в нем присутствуют. Главным моментом в обсуждении стало то, что однажды Я, заметив, что ребенок злится на меня, отметил это. Каково было мое удивление, когда он согласился с этим и смог вербально рассказать мне об этом (с учетом большой разницы в возрасте и того, что Я преподаватель, а он ученик). На последней встрече ребенок построил заповедник, в который приехали посетители из города (посетители также присутствовали в каждом построении, в одинаковом количестве, с одинаковыми характеристиками). В заповеднике зверям было очень просторно и хорошо. Родитель ребенка и мой коллега отмечали улучшение поведения ребенка, утверждали, что тот стал более спокойным. Этим ребенком был Альберт Эйнштейн.

Знаете, это моя пятая по счету статья на данном канале. После предыдущей статьи Я получил несколько хвалебных отзывов от людей, чье мнение стало для меня важным и авторитетным. После такого хочется еще больше вкладываться в написание статей, придумывать интересный контент и повышать качество. Я буду и дальше развиваться и совершенствоваться. Этот канал существует во многом благодаря моей аудитории. Спасибо большое всем, кто читает. Если Вы на канале впервые и захотите подписаться, то привет, меня зовут Алексей и тут Я рассказываю о психологии, о работе педагогом-психологом. И еще иногда неловко шучу. Добро пожаловать, надеюсь Вам будет интересно.

Reference:

  1. Пиаже Ж. (2003) Психология интеллекта. (Психология-классика). - СПб.: Питер, - 192с;
  2. Роджерс К. (2015) Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике. Пер. с англ. - М. ИОИ 200 с;
  3. Старостина Л.Д., Филиппова М.А. (2018) Песочная терапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. // Современные исследования социальных проблем , Том 9, № 10. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-10-133-150;
  4. Han, Youjin., Lee, Yuseon., & Suh, Joo Hyun., (2017) Effects of a sandplay therapy program at a childcare center on children with externalizing behavioral problems.The Arts in Psychotherapy http://dx.doi.org/10.1016/j.aip.2016.09.008;
  5. Tornero, M. D. L. A. & Capella C. (2017) Change during Psychotherapy through Sand Play Tray in Children That Have Been Sexually Abused. Front. Psychol. 8:617. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00617.
*Оригинальная формулировка фразы изменена, чтобы мама не ругала