История кино содержит имена не только больших авторов, создававших великие шедевры, но также и некоторого числа деятелей, заботившихся о передаче знаний последующим поколениям. Одним из таких режиссёров был Сергей Герасимов.
В длинном ряду великих имён, сыгравших значительную роль в становлении кинематографа, как искусства, принято называть таких мастеров, как Сергей Эйзенштейн или Дэвид Уорк Гриффит, Лев Кулешов или Фриц Ланг, Альфред Хичкок или Джон Форд.
На первый взгляд утверждение, что Сергей Герасимов – забытое имя, может показаться парадоксальным. Как может быть забыт человек, чьё имя носит Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), центральный кинематографический вуз страны?
Как может быть забыт режиссёр, чью эпическую картину «Тихий Дон» (экранизацию великого романа Михаила Шолохова) каждый год показывают по телевидению?
Однако зачастую сегодня знание о Сергее Аполлинариевиче Герасимове на том и заканчивается. Старшее поколение зрителей, как правило, редко видело другие картины режиссёра (или, по крайней мере, не помнит автора); студенты кинематографических вузов также не всегда озадачиваются исследованием творчества Герасимова.
Среди некоторых специалистов бытует мнение, будто Сергей Герасимов всего лишь «режиссёр культурных кодов» (мнение киноведа Петра Багрова из журнала «Сеанс») – просто конъюнктурный функционер, советский кинематографический чиновник, работавший в индустрии лишь по причине своего политического конформизма и подстраивавшийся под эстетическое дыхание того или иного времени.
Характеристика, прямо скажем, не отличающаяся объективностью, сдобренная взглядом свысока. Разумеется, подобная трактовка вряд ли способствует как понимаю, так и популяризации Герасимова.
Происхождение Герасимова трудно назвать рабоче-крестьянским: сын инженера-технолога и купеческой дочери имел возможность получить солидное по тем временам образование и соприкоснуться с культурной жизнью. Ещё в детстве он посещал театры, где и зародилась его страсть к сценическому искусству.
Собственно, сперва Сергей Герасимов стал именно актёром, а не режиссёром – будучи студентом Ленинградского художественного училища, он поступил в Фабрику эксцентрического актёра (ФЭКС), основанную тогда ещё молодыми режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Тогда на дворе стояли 20-е годы ХХ века. Изначально ФЭКС ориентировался на экспериментальный театр, потому Герасимов делал первые шаги на театральных подмостках, зарекомендовав себя в качестве яркого эксцентрика.
Впрочем, вскоре его учителя, Козинцев и Трауберг, стали тяготеть к активно развивающемуся новому искусству – кино. Естественным образом, при переквалификации ФЭКСа в кинематографическую организацию, вошёл в кино и Сергей Герасимов. Он представал в различных ролях в фильмах «Мишки против Юденича», «Шинель», «Союз великого дела», «Новый Вавилон» и других.
Постепенно в нём пробуждается интерес к режиссуре. Как вспоминал сам Сергей Герасимов, первые проекты в качестве постановщика ему не слишком удавались.
«Картина, которая вышла на экран под названием «Двадцать два несчастья», получилась на редкость безликая и дрянная»
Но, начиная с первого полноценного звукового фильма «Семеро смелых», к режиссёру приходит всесоюзная известность. В довоенное время он успевает снять весьма популярные ленты «Комсомольск», «Учитель» и «Маскарад».
К этому моменту Сергей Аполлинариевич уже успевает превратиться в серьёзного профессионала, начинает преподавать режиссуру и актёрское мастерство – в будущем педагогическая деятельность займёт значительную часть его жизни.
Война застаёт Герасимова и его супругу, актрису Тамару Макарову всё в том же Ленинграде. Как видные деятели культуры, они имеют возможность эвакуироваться, однако принимают решение остаться в городе. Один этот случай заставляет нас задаться вопросом – был ли Сергей Герасимов таким прожжённым конформистом, каким его пытаются изображать иные наши современники?
Так описывает блокаду режиссёр в своей автобиографии.
«Своей квартиры, собственно говоря, уже ни у кого не было — все вымерзло за минувшую зиму. И жили мы в «Астории», как приезжие люди. Наступила вторая блокадная зима. В ванне настыл лед, в номере температура не поднималась выше нуля. Голод и холод давно стали нормой существования. Но к тому времени Ленинград выработал в себе ту меру феноменальной стойкости, которая сделала его легендарным. Люди научились жить и работать в совершенно нечеловеческих условиях, когда обстрел прекращался для того, чтобы началась бомбежка, а бомбежка — для того, чтобы начался обстрел. Блокадная жизнь стала бытом, и не удивляли уже надписи на южной стороне улицы, что эта сторона обстреливается»
В блокадном Ленинграде Герасимов вместе с Михаилом Калатозовым (будущим создателем «Летят журавли») снимают военную картину «Непобедимые». Лишь в 1944 году режиссёр с женой переедет из Ленинграда в Москву.
Здесь и начинается всё наиболее для нас интересное, а именно фильмография режиссера. О ней мы и поговорим в следующей статье.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!
Автор статьи: Влад Дикарев