3,2K подписчиков

Как Квазимодо спас Собор Парижской Богоматери?

760 прочитали

Почему люди не любили готику и как роман Виктора Гюго помог наконец её полюбить?

Я уже писала о средневековых младенцах и странных привычках того времени. Теперь хочу поговорить о прекрасном явлении, которое дала миру эта эпоха – готике.

Роман в защиту

Прекрасной готическую архитектуру считали не всегда. До эпохи романтизма ее не ценили: по всей Европе стояли полуразрушенные готические храмы, которые время стремилось сровнять с землей. К счастью, медиевистам (ученым-исследователям Средневековья) удалось отстоять готику и обратить внимание масс на их уникальную красоту.

Архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк
Архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк

Главным адвокатом готики был архитектор и искусствовед Эжен Виолле-ле-Дюк. Под его началом готические храмы стали восстанавливать и ценить. Виолле-ле-Дюк руководил реставрацией Собора Парижской Богоматери, который был поврежден во время революции. Тогда был установлен новый шпиль вместо утраченного.

Фрагмент Нотр-Дама
Фрагмент Нотр-Дама

Большую роль в спасении достопримечательности сыграл Виктор Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» он задумывал для того, чтобы сделать памятник архитектуры популярным и таким образом защитить его от сноса.

Антуан Жозеф-Вирц "Квазимодо"
Антуан Жозеф-Вирц "Квазимодо"

Романтика, да и только

Интерес к Средневековью возродился в эпоху романтизма, когда художники и писатели ставили во главу угла не логику, а чувства, метания, душу человека. Чтобы создать атмосферу загадочности, необычности, действие произведений переносили в готические интерьеры: замки и соборы.

Классические примеры интереса к Средневековью в эпоху романтизма – уже упомянутый «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго и «Айвенго» Вальтера Скотта.

Вперед и вверх

Готика – это архитектура позднего Средневековья. До нее в средневековой архитектуре был еще романский стиль, но о нем я однажды напишу отдельно.

Основная черта готических соборов: они стремятся ввысь, к небу, к Богу. Все внутри и снаружи храма – витражи, рельефы на дверях, скульптуры – призваны рассказать человеку о Библии. В эпоху Средневековья большая часть прихожан не умела читать, поэтому храм «пересказывал» Библию без слов.

Миланский собор
Миланский собор

Знаменитый Миланский собор – один из примеров поздней готики. Поскольку итальянцы не умели возводить такие здания, для работы пригласили экспертов из Франции и Германии. Строился он несколько веков, поэтому встречаются в его облике также черты эпохи Возрождения.

Термин готика был придуман как пренебрежительный, чтобы подчеркнуть: этот стиль в европейскую культуру принесли варвары-готы. Величественные и одновременно легкие, будто кружевные здания когда-то считались уродливыми.

Что еще раз заставляет подумать: а насколько вообще наше понимание красоты зависит от трендов и мнения извне?