Безымянный спорт

Почему американские девочки могут в «соккер»?

Обложка «Newsweek», посвящённая победе на ЧМ-99
Обложка «Newsweek», посвящённая победе на ЧМ-99

Два последних чемпионата мира по футболу среди женщин показали тотальное превосходство USWNT (United States Women’s National Team) над соперницами, как результат — два кубка, завоёванных подопечными Джилл Эллис. Результаты же американских мужчин на фоне девушек выглядят достаточно прискорбно (победы в Золотом кубке КОНКАКАФ не в счёт): на последнее первенство в России команда вовсе не пробилась, а первую и последнюю медаль взяла ещё на Чемпионате мира 1930 года. Почему существует такая разница в результатах именно в футболе (или как американцы его называют — «соккере»)? Почему мужские и женские национальные сборные США по баскетболу, волейболу, хоккею играют на высоком уровне, постоянно завоёвывая медали на мировых первенствах и олимпиадах, а в «соккере» существует такое расслоение?

Главная причина заключается в системе подготовки молодых спортсменов.

Всё начинается ещё со школьной скамьи. Представьте себе урок физкультуры в российской школе: мальчики играют в футбол, баскетбол или волейбол, а девочки перекидывают через сетку воланчик, прыгают на скакалке или вообще занимаются гимнастикой. Так вот, в США всё иначе: мальчики занимаются более силовыми и контактными видами спорта как, например, американский футбол, либо же любимым бейсболом, тогда как девочки играют в софтбол и «соккер».

-2

Основным путём развития молодых спортсменов (-ок) в США является т.н. «college sport», активно культивирующийся во всех университетах страны. Система, доказавшая свою эффективность в подготовке целой плеяды спортсменов, является отличной стартовой ступенью и для юных футболисток, которые продолжают играть в «соккер», уже покинув школу (мальчики же продолжают, в большинстве своём, игнорировать этот вид спорта).

С момента принятия в 1972 году поправки к Закону об образовании, обеспечившей равный доступ лиц мужского и женского пола к образовательной деятельности, финансируемой из бюджета, женский «соккер» начал свой взлёт. Теперь образовательные учреждения всех уровней были обязаны обеспечить равное количество бесплатных мест в спортивных секциях для юношей и девушек, что было сделано как раз за счёт «соккера». К 1991 году, когда сборная США выиграла свой первый Чемпионат мира, футболом занималось уже 120 тысяч американок.

Процент девушек, занимающихся в старшей школе тем или иным видом спорта
Процент девушек, занимающихся в старшей школе тем или иным видом спорта

Ещё одним моментом, определившим популярность женского «соккера» в США, стала победа сборной на Чемпионате мира 1999 года, которая дала огромный толчок развитию всего женского спорта в стране. Лидеры USWNT впервые появились на обложках крупнейших американских изданий, таких как «Newsweek» и «Time», а многие дети по всей стране вдохновились достижениями победителей и захотели связать свою жизнь именно с «соккером». В 1999 году звёздам нынешнего поколения Алекс Морган и Меган Рапино исполнилось 10 и 14 лет соответственно, поэтому несложно предположить, какое влияние оказала та победа на юных девочек, через два десятка лет повторивших успех своих предшественниц.

Возможно, и мужская сборная США когда-нибудь достигнет тех высот, куда уже забрались девушки, но ни нынешняя система подготовки американских спортсменов, ни отсутствие вдохновляющих результатов мужской команды не позволяют нам рассчитывать на такое развитие событий в ближайшем будущем. Остаётся только надеяться, что победа женской сборной США на Чемпионате мира этого года даст толчок популярности «соккера» в стране, в т.ч. и среди мужской части населения.

Меган Рапино с кубком
Меган Рапино с кубком