Найти тему

О НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ. Ю.К.Милонов. 1931 г. (Часть 1)

Произведение архитектуры не является и не может быть совершен­но произвольным воплощением рождающихся в мозгу архитектора художественных образов. Оно представляет собой выражение этих образов средствами техники. При этом, именно в архитектуре, автор художественного образа в гораздо большей степени, чем в других пространственных искусствах — живописи и скульптуре — находится в зависимости от тех технических средств, с помощью которых он вы­ражает свои идеи.

Парфенон: 447 434 г, до н э.
Парфенон: 447 434 г, до н э.

Работая в трехмерном пространстве, архитектор и скульптор, в от­личие от живописца, оперируют не линиями и плоскостями, а объёмами. Уже один этот фант требует от них серьезного знания механических свойств материала, а также согла­сования пространственных форм с материалами, из которых они выполняются, и приемами их обра­ботки. Например, статические, слов­но связанные в движениях позы египетских статуй являются продуктом применения в качестве материала такого твердого камня, как гра­нит, и такого способа ваяния, как отделение лишних масс камня при помощи пилы.

В отличие от скульптора архитектору приходится иметь дело с объёмами значительно больших масштабов и оперировать элементами, расположенными не только верти­кальна, но и горизонтально. Ведь одной из важнейших частей архи­тектурного произведения является перекрытие. А здесь, в отличие от □пор, где высота преобладает над шириной, и композиция имеет вер­тикальный характер, наоборот, гос­подствует ширина и горизонталь. И то обстоятельство, что с увеличе­нием линейных размеров момент со­противления изменяется в квадра­те и в кубе, требует от архитектора еще большего, чем от скульптора, внимания и механической работы над отдельными деталями сооруже­ния и всем сооружением в целом. Это увеличение размеров даже скульптуру за известной границей превращает в архитектурное произ­ведение. Такими архитектурными по своему существу произведениями яв­лялись — Фидиева статуя Зевса, Колосс Родосский и американская ^статуя Свободы;). И если Фидий делал для своего Зевса уже вполне инженерный каркас из дерева, то Эйфель соорудил в качестве карка­са для «статуи Свободы» сложней­шую металлическую конструкцию.

Все эти обстоятельства застав­ляют архитектора тщательно согла­совать пространственные формы сво­их произведений с их конструкцией и механическими свойствами мате­риала. Там, где он игнорирует это требование, его ждет неудача, а сооружение терпит катастрофу. Воспоминания о таких катастрофах можно найти в мифологии почти всех наро­дов. Взять хотя бы общую многим народам легенду о неудачных попытках построить «башню до неба». В ней жило воспоминание о том, как смелые строители пытались пе­решагнуть через те границы, которые ставил их дерзаниям сырцовый кирпич. Он крепко держал их высот­ные архитектурные композиции в пределах простого воспроизведения, в гигантских масштабах, простой ку­чи глины или камня, И там, где, игнорируя свойства материала, зод­чие пытались освободиться от этих пут, природа безжалостно мстила за нарушение ее законов.

Форум Романум в Риме. Реконструкция Г. Тоьетти
Форум Романум в Риме. Реконструкция Г. Тоьетти

Описывая постройку каналов, Павзаний, путешествовавший во II веке современного летоисчисления по Элладе, рассказывает, как много неприятностей доставляло строителям осыпание стенок канала, и отмечает, что только финикияне избегали этой опасности, потому что они ры­ли стенку не вертикально, а с наклоном. Они знали угол естественного откоса и умело пользовались этим знанием на практике.

Можно привести исторически установленный факт разрушения конкретной постройки собора в Баве. Современный критик работ наиболее крупного и глубокого исследователя французской готической архитектуры Виолле ле Дюка, Поль Абраам пи­шет об этой катастрофе так: «... Ба­ве разрушился не потому, что уче­ный теоретик переступил за пределы возможного, а потому, что гениального художника предала несовершенная техника его времени».

Можно было бы написать целую историю неудачных архитектурных попыток выйти за пределы возможностей, открываемых уровнем развития производительных сил данной эпохи и а частности уровнем разви­тия строительной техники. Эта ге­роическая и полная трагизма история строительных катастроф, необы­чайно поучительная для нашего и для будущих поколений, еще ждет своего автора,

Итак, архитектура, это вид искусства. в котором умение пользоваться механическими, физическими и хи­мическими свойствами материалов играет совершенно исключительную роль. Не следует ли отсюда, что палитра художественных образов, которыми оперирует архитектор, на­ходится в определенной связи с тем арсеналом физических мер, кото­рым он пользуется. И не надо ли задуматься над тем, какие различ­ные качества художественного образа можно получить, изменяя количество материи, из которой создается данное произведение архитектуры.

Когда надо выразить соотношение массы, пространства и времени, естественно-научное мышление при­меняет производные единицы, составляющие комбинации основных единиц. Для измерения пространства, пройденного в течение извест­ного времени, т, е. скорости движе­ния, применяют метро-секунду. Для выражения усилия, затраченного на перемещение определенной массы на определенное расстояние, т. е. рабо­ты, употребляют килаграммо-метр. Наконец, средством измерить уси­лие, необходимое для того, чтобы передвинуть определенную массу на известное расстояние в определен­ное время, т. е. средством измерить скорость работы (иначе говоря мощность) является килограмм-метр- секунда.

Таким образом, естествознание выражает три измерения пространства, массу, время, скорость, работу и мощность при помощи числа. Ес­ли бы те понятия массы, простран­ства, времени, скорости, работы и мощности, которыми оперирует со­временная наука, были лишь форма­ми человеческого созерцания, как думал Кант, или формами упорядо­чения наших ощущений, как пытался доказать Мах, тогда можно было бы совершенно игнорировать их при исследовании вопроса о средствах выражения в архитектуре. Но на са­мом деле эти понятия представляют собой слепки с объективной реально­сти, Отражаемые этими понятиями формы движения материи, которые наука выражает числом и форму­лой, являются в то же время и объектом изображения пространствен­ных искусств, где они выражаются зрительными образами.

Пространственный образ в архи­тектуре, так же, как и пространствен­ная величина в науке, характери­зуется тремя измерениями.

Линейная характеристика приме­няется здесь в тех случаях, где важно определить только расстояние до необходимого предмета, Когда меня интересует расстояние от того места, где я стою, до возвышающей­ся вдали башни, я игнорирую все, кроме длины пути, который мне пред­стоит пройти.

Линейная характеристика приме­нима и тогда, когда другие измере­ния данного предмета (например его площадь или объём) или крайне незначительны по сравнению с длиной, или же стандартны по всему напра­влению предмета. Образчиком пер­вого случая, где можно все выразить одной линейной характеристикой, яв­ляется колонна, длина которой резке преобладает над диаметром. Приме­ром второго может служить улица, которая на всем своем протяжении имеет одну и ту же ширину.

Тут мы имеем процесс, напоминающий образование математических абстракций. «Чистая математика, — говорит в «Анти-Дюринге» Энгельс, — имеет своим предметом пространст­венные формы и количественные от­ношения действительного мира, т. е. весьма реальное содержание. Тот факт, что эта содержание проявляет­ся в крайне абстрактной форме, мо­жет лишь слабо затушевать его про­исхождение из внешнего мира. Что­бы изучить эти формы и соотноше­ния их в чистом виде, следует их оторвать совершенно от их содержа­ния, устранить его как нечто безраз­личное для дела. Так получаются точки без притяжения, линии без толщины и ширины...»

В оценке линейных величин оперируют понятиями: близко — далеко, если речь идет о расстоянии по го­ризонтали, низко — высоко, когда расстояние измеряется в вертикальном направлении, и, наконец, длин­ный — короткий в тех случаях, где дело касается размеров какого-ни­будь вполне определенного предмета.

Плоскостные характеристики упо­требляются, когда нужно определить поверхность и когда необходимо охарактеризовать предмет, объём которо­го или крайне ничтожен или не имеет для восприятия никакого значения, Первый случай мы наблюдаем в сте­не, где площадь настолько превалирует над объёмом, что этот послед­ний обычно сбрасывается со счетов. Второй случай представлен фасадом. Здесь зрителя мало затрагивает объём, и нередко театральная декорация или стенная роспись производит не­меньшее впечатление, чем реальное здание.

Кроме общих пространственных определений — большой и малый, тут применяются еще и специфиче­ские плоскостные характеристики. Горизонтальные плоскости, предназначенные для передвижения (напри­мер, площади, дороги, улицы, лест­ницы, коридоры, полы комнат) Обозначаются терминами, выражающими степень свободы передвижения: про­сторный — тесный. Для характери­стики сильно вытянутых плоскостей независимо от того, расположены ли они вертикально, как дверь или плоский пилястр, или же горизон­тально, как лента улицы, проезжее полотно моста и т. п., употребляют термины: широкий и узкий. Соотно­шение ширины и длины при опреде­лении, например, формы площади можно выразить характеристикой: вытянутая, если в этой форме длина преобладает над шириной, а в тех случаях, когда она приближается н квадрату или к кругу, ее определя­ют величиной поперечника и назы­вают равномерной. Иначе характеризуется площадь при оценке фасада, где она расположена в вертикальной плоскости. Здесь она выражает вы­шину, т. е., вернее, соотношение вы­шины и длины, и в ее характери­стику в качестве решающего момен­та входит определение высотности. Фасад здания мы определяем терми­нами возвышенный, когда высота преобладает над шириной, или при­земистый, если, наоборот, превали­рует ширина, а высота по сравнению с ней незначительна.

Наконец, в тех случаях, где раз­меры всех трех измерений равномер­ны или где зритель видит третье измерение благодаря тому, что пе­редвигается и меняет свою точку зрения, для выражения впечатления употребляют объемные характеристи­ки. Его оценка дается в терминах — громадный и малый, если речь идет о равномерном распределении объёма, как это бывает в небольших жилых домах. Но достаточно одному изме­рению получить перевес над двумя другими (достаточно, например, в колонне высота восторжествовать над диаметром), чтобы объёмную ха­рактеристику выразить в терминах, определяющих одно из измерений: толстый и тонкий. В таком же поло­жении оказываются те виды соору­жений и части сооружений, где два измерения преобладают над третьим, как например, в стене высота и дли­на, которые всегда во много раз больше ее толщины. А с другой стороны, при равномерной высоте и бесконечной замкнутой форме сте­ны —- ее толщина является вполне достаточным параметром для опре­деления объёма.

Все эти пространственные обра­зы: близкий — далекий, низкий — высокий, короткий — длинный, тес­ный — просторный, узкий — широ­кий, вытянутый — равномерный, возвышенный — приземистый, гро­мадный — малый, толстый — тонкий, выражаются применением элементов линейной и воздушной перспективы и масштаба.