Найти тему
Алексе/й. Психолог

2. Актуальность методов работы психолога

В чем концептуальные различия между работой педагога-психолога и популярным в настоящее время музыкальным лейблом NewRetroWave? И то, и другое обращается к старым методам взаимодействия с конечным потребителем. Отличие в том, что NewRetroWave использует старые методы взаимодействия для того, чтобы донести современный месседж до слушателя. Эта музыка пересматривается и адаптируется с учетом современности. С методами работы педагога-психолога все не так красиво: зачастую предлагается работать по устаревшим шаблонам, опираясь на устаревшие научные факты и использовать устаревшие инструменты. Сегодня Я хочу поделиться своими соображениями на тему актуальности используемых педагогами-психологами методов работы.

Вы можете спросить, какой был смысл в этой болтовне про NRW? Это была такая неловкая подводка, Я не знал, как еще начать текст.
Работая в школе, у меня был такой кабинет. Это переделанный туалет. Правда в кабинете, в действительности, другие цвета и в нем нет этой надписи посередине. Это все современные технологии.
Работая в школе, у меня был такой кабинет. Это переделанный туалет. Правда в кабинете, в действительности, другие цвета и в нем нет этой надписи посередине. Это все современные технологии.

Внимание: в данной статье тезисы имеют характер личного мнения и оценочного суждения. У меня в распоряжении нет исследований, которые утверждали бы о том, что педагоги-психологи чаще пользуются устаревшими методами. В статье Я опираюсь на собственный опыт и собственную оценку метода как устаревшего или актуального.

Для начала, позвольте поделиться одной историей, которая случилась вот на днях.

На работе мне нужно было доработать "пакет диагностического инструментария" для диагностики профессионального самоопределения. Пакет аж на 30 (!) методик. Из-за того, что Я не очень умею в профориентацию, Я не был в курсе того, что сейчас происходит в этом направлении. Пакет, который был предложен мне на доработку пестрил неуместными и устаревшими методиками. Педагог-психолог, работающий до меня, решил не запариваться и напихал туда всякой "дичи". Я решил все сделать заново.
Начал Я выполнение данного задания с того, что отправился в интернет с целью найти актуальные исследования и теории относительно современной профориентации. Ничего толкового у меня найти не получалось. Из отечественных теорий все слишком старое и неактуальное, а с зарубежными были трудности в подборе ключевых слов: я не понимал, как исследуют феномен профориентации за рубежом.
Затем, Я решил попросить помощи у коллег. Написал коллегам с университета, поинтересовался у них, на что они опираются в своей работе. Также, я создал тему на тематическом психологическом форуме B17.ru, в которой призвал коллег со всей России помочь с литературой. Ребята с университета сказали, что теории действительно устаревшие, но другим никто не пользуется, поэтому только это старье. Многие возмущаются, но все равно используют. На форуме вместо того, чтобы дать рекомендации по поиску литературы и предложить фамилии или исследования, меня просто обвинили в дилетантстве (спасибо Вам большое <3).
Ничего не получив от сообщества, Я решил снова попробовать поискать информацию в интернете. На этот раз сконцентрировался только на зарубежных исследованиях. Наконец, удача улыбнулась мне и Я открыл для себя кладезь информации, жемчужиной которого является теория профессиональной идентичности Дж. Холланда.
Это Я ищу современные теории профориентации. Доску Я одолжил у друзей. (У меня сегодня хорошее настроение, извините за устаревшие мемы)
Это Я ищу современные теории профориентации. Доску Я одолжил у друзей. (У меня сегодня хорошее настроение, извините за устаревшие мемы)

Таким образом, Я попытался привнести в свою работу проверенную и актуальную информацию, которая позволит оказывать адекватное сопровождение профессионального самоопределения моих подопечных. Был ли смысл в этом, или может лучше бы Я сделал как делают сейчас: не париться и взять старые инструменты, которые все используют? Пока не знаю, вся эта программа находится на стадии разработки, позднее мы начнем её апробировать.

Работа психолога должна быть научно обоснована, как бы кто не говорил иначе. Педагог-психолог - это такой же ученый, как и другие психологи. Поэтому, если Вы работаете где-бы то ни было и имеете должность психолога, стремитесь к тому, чтобы Ваша работа была как можно больше основана на научных данных. Так будет легче работать. У меня есть несколько причин, почему:

  1. Первая причина - это Ты;
  2. А вторая - все твои мечты.

Ладно, извините, пожалуйста, это слова песни Игоря Николаева "Пять причин". Основываясь на научных теориях и актуальных психологических исследованиях в своей работе нам будет легче выбрать работающий метод взаимодействия. Мы будем понимать, какой способ диагностики или вид консультативной работы сработает в конкретном случае. Последствия нашей деятельности будет проще предсказать. К тому же, зачастую результаты работы, основанной на научных данных, могут быть более полезны для конечного потребителя.

Мораль сей статьи такова: следуйте заветам Картезия и сомневайтесь в эффективности любого метода психологической работы. Сомневаясь, ищите подтверждение или опровержение эффективности того или иного метода. Используйте только проверенные методы работы. Таким образом, Вы будете повышать эффективность своей работы, а также поучаствуйте в повышении престижа нашей профессии в научном сообществе.

Важным аспектом любого творчества является его оценка. Если после прочтения этой статьи Вам захотелось поделиться своим опытом, завязать дискуссию относительно моих тезисов, добро пожаловать в комментарии. Если Вы хотите забить мне стрелку за гаражами и пояснить за сказанное, то звоните, я как раз думаю о том, как провести романтический вечер пятницы.

Reference:

  1. ЖИЗЕНЬ.