Танцевальная терапия для детей с ОВЗ

257 прочитали

    В Санкт-Петербургском государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» проживает 64 воспитанника, имеют

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» проживает 64 воспитанника, имеют статус: ребенок-инвалид. Многие дети больше нуждаются в медицинской реабилитации, и часто мы забываем, что необходимо помнить и о дополнительных программах обучения, реабилитации и социализации. Хочется поделиться опытом танцевальной терапии, как метода реабилитации и вид дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

С марта 2018 года в нашем учреждении существует программа дополнительного образования «Ладошки», цель развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность. На первый взгляд кажется, что танец не несет большой пользы, особенно для детей, которым сложно запомнить или повторить движение. В чем же заключается танцевальная терапия для детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.

Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

    В Санкт-Петербургском государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» проживает 64 воспитанника, имеют-2

Я вспоминаю одну воспитанницу, которую взяв впервые на занятие, думала, что больше не буду привлекать ее, так как она была неуправляема и занятие провалилось. Но спустя какое-то время, решив доказать себе, что я хороший педагог, взяла ее на следующее занятие и теперь эта девушка самая яркая звездочка нашего коллектива. Она не только послушно выполняет задания, но и придумывает свои движения и внедряет их в наши танцы, а как актерски отыгрывает каждый образ. Мальчик, который общается только звуками, спустя год вместе со всеми напевает песни, под которые мы танцуем, да, он не научился говорить, но он теперь не стесняется того, что он не умеет разговаривать, он научился принимать себя. А еще один воспитанник с ДЦП двигается так, что позавидует здоровый ребенок. Сейчас мы активно выступаем на местных мероприятиях, выезжаем на городские фестивали, узнаем что-то новое и интересное, а самое главное, что дети чувствуют себя счастливыми и очень подружились между собой. Да, уроки танцев они не смогут превратить в профессию, но эти занятия помогают им обрести уверенность в себе, найти поддержку и укрепить свои физические силы.