В 1878 года в Санкт-Петербурге на заводе Ч.Берда для великого князя Александра Александровича снова строится паровая яхта "Марево" , водоизмещением всего в 50 т , длиной 72 фута (21,9 м) и мощностью машины 135 л.с. С 1878 года яхта числилась в составе судов Гвардейского экипажа и обычно каждое лето дежурила в Новопетергофской гавани , используясь для кратковременных прогулок великих князей по Финскому заливу , и лишь в ноябре 1911 года ее исключили из состава Балтийского флота. А теперь разные разности "про МАРЕВО" :
- 6 июля 1887 году в районе Барёсунда императорская флотилия попадает в сильный шторм. Миноносец "Лейтенант Аллью" и парусная яхта "Марево" потеряли якоря и были спасены лоцманскими судами, которые не дали ветру и волнам выбросить корабли на берег. Корабли получили лишь небольшие повреждения.
- Прогулки по воде составляли издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Еще правители и богатые люди древнего Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Времена и страны менялись, но привычки оставались постоянными. Российская империя в этом плане была ярким тому подтверждением. К началу XX века в России имелось 6 императорских яхт для совершения морских поездок. Две яхты – «Штандарт» и «Полярная Звезда» - служили для длительных морских круизов царской семьи. Яхты «Александрия», «Царевна», «Марево» и «Стрела» предназначались для рейдовых поездок, уступая первым двум в габаритах, по тоннажу и в скорости.
- "Яхта "Марево"
На Саймонском озере. 25 Июля 1891 г.
Милый Ники, пишем тебе на яхте «Марево», так как мы теперь идем из Вильманстранда к Иматре и хода 2 часа, времени довольно, чтобы писать, а на месте нет возможности писать, времени ни минуты, а дела много. Благодарю за последние телеграммы, радуюсь каждой, так как после каждой ты подвигаешься все
ближе и ближе к нам и к концу твоего путешествия. Финские батальоны представились отлично, как всегда. Завтра на параде кроме Финских батальонов будет еще участвовать 1 бригада 24 <Пехотной> Дивизии и 3 батареи 24 <Артиллерийской> бригады. К сожалению, погода дождливая, но как раз во время маневров сегодня прояснило и нас совсем не мочило. Все напоминает здесь 1885 год, но общество было тогда веселее и приятнее. Видел в первый раз Финский Драгунский полк и действительно замечательно он представился, хотя существует всего несколько месяцев, лошади на половину ремонтные наши и есть и финской породы и очень хорошие.
«Марево» так тресет, что писать не удобно и по этому у меня выходят страшные каракули. Поздравь от меня славное Уральское казачье войско с юбилеем и передай им мой привет. Это второй 300 летний юбилей казаков, который тебе приходится праздновать. Я чувствую, что я пишу чепуху и бестолково, но в каюте набилось столько народу от дождя и стоит такое орево, что писать трудно, а в особенности складно.
Когда будешь на обратном пути в Москве, то устрой так, чтобы можно было-бы тебе поехать на несколько часов в Троицкую Серг<иевскую> Лавру, это я нахожу весьма желательным и достойно закончит твое долгое и утомительное путешествие.
Теперь пора кончить, постараюсь еще писать тебе с следующим курьером. Крепко обнимаю тебя, мой милый Ники, дай Бог тебе докончить скоро и благополучно начатое долгое странствование. Христос с тобою, мой милый!
Твой Папа"
Прекрасное письмо , оригинал коего хранится в РГИА.
Во всех документах Гвардейского Морского Экипажа яхта МАРЕВО числится до 1911 года , а вот что же было после - это полнейшая темнота
А ответ найден случайно , вот что в 1912 году пишут в "Астраханских епархиальных ведомостях" в развитие темы постройки СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (первого в России плавучего храма) :
"С весны настоящего года появится в России другая плавучая церковь, в целях проповеди трезвости, где кроме храма с алтарем будет устроен на ней трезвый зал-читальня со столами, на которых будут разложены газеты, журналы, книги и брошюры, а по стенам будут висеть карты с показаниями желудка у людей, умеренно употребляющих алкоголь, у пьяниц и совершенно трезвых. Сооружает плавучую церковь (вторую) по примеру ПЕРВОЙ в РОССИИ астраханской плавучей церкви в Петербурге Александро-Невское общество трезвости, которому для этой цели с соизволения царя передана морским министерством бывшая Императорская яхта "Марево" Обслуживать она будет места на Неве реке и, спустившись вниз через Ладожское озеро, посетит и другие места во внутренних водах России. Средства для оборудования церкви и на ее содержание имеются в достаточном количестве".
А в библиотеке Александро-Невской Лавры найдена и история окончания службы МАРЕВО России :
Рядом с храмом Церкови Покрова пресв. Богородицы при Новодеревенском отделении Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, у набережной, зимовала бывшая царская яхта „Марево" - „плавучая церковь" Братства (ныне Приморский пр. 31Б).
Арх. Исцеленов сделал в носовой части яхты алтарь, покрытый басмой.
Летом судно-церковь с противоалкогольным музеем на борту, обслуживало рыбаков Финского залива и Ладоги.
Этот уникальный храм в 1918 затонул, был поднят, но в 1919 г. сгорел.
Послесловие : мною собраны и изданы очень приличные судомодельные чертежи яхты "Марево" , но при разговоре о ней и её модели ... при словах об антиалкогольном храме-музее на её борту судомоделистов начинает корёжить аки чертей от ладана!
Послесловие №2 : обратите внимание на подпись художника "Путятин" и на полное отсутствие материалов у искусствоведов по теме "русский художник-маринист Путятин". К этой идее я вернусь через денёк!