Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Александра Юдина
Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
Алвин Тоффлер
Прогресс бросает образованию всё новые и новые вызовы. Именно поэтому, за месяц до того, как прозвенит очередной школьный звонок (для кого-то — впервые!) героями проекта стали учителя. Героизм учителей состоит не только в том, что войдя однажды в класс они взяли ответственность за детей, но и взращивая в них мораль и нравственность, успешно конкурируют за их внимание с постоянно совершенствующимися гаджетами. Дигитализация (перевод информации в цифровую форму — прим. авт.) меняет наше общество в геометрической прогрессии. В отличие от человеческого мозга, искусственный интеллект способен обрабатывать за минимальное время большие массивы информации. Значит ли это, что профессия учителя под угрозой исчезновения? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы провели опрос на выходе из воронежских школ, показавший, что 61% родителей уже готовы к присутствию элементов цифровых технологий в процессе приобретения их детьми новых знаний. Но не всё так однозначно, поэтому давайте спросим у самих учителей, как цифровые технологии меняют образование и чувствуют ли они, что в ближайшем будущем столкнутся с необходимостью конкурировать с искусственным интеллектом.
В рамках программы «Учитель для России» Александра работала в воронежской школе №30 в течение двух лет. – Конечно, цифровизация меняет образование — можно начать с электронных дневников. Прошли времена, когда можно было прятать двойки от родителей :))) Если говорить о технологиях в классе, то спасибо им за экономию моего времени! Мои ученики не выстраиваются в очередь на переменах, чтобы я проверила их технику чтения, они просто присылают мне голосовые сообщения. Я не вырезаю ночами картинки, а показываю их на экране проектора. Я могу в любой момент воспользоваться прекрасно разработанными уроками от Британского Совета или задать какие-то интересные задания из Интернета на дом. Вопрос про замену учителя технологиями скорее философский. Тут можно много размышлять. Я думаю, что в среднем образовании и в той системе, в которой мы сейчас работаем учителю ничего не грозит :))) Дистанционное образование предполагает, что у учеников уже есть «прокаченные» навыки самоорганизации, тайм-менеджмента и что они действительно грамотные пользователи ПК — то есть это не только школа, но и ученик новой формации. Плюс сейчас в фокусе развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, навыков работы в команде и прочего, из-за чего с этой точки зрения дистанционное образование как основное кажется неэффективным.
Ярослав преподавал в воронежской школе №30 в рамках программы «Учитель для России». – Сейчас на уроках активно использую платформу Kahoot, Padlet. Вообще, наша школа работает на цифровой платформе, у учеников есть планшеты, они часто работают на них и загружают свои работы на платформу, где я уже их проверяю и пишу обратную связь. Мне видится, что значительную поддержку в обучении могут оказать технологии дополненной реальности - это большой кладезь, который предстоит осваивать в ближайшем будущем. По поводу будущего профессии: учитель - это, во многом, общественный институт по передаче культурных кодов общества и носитель культуры мышления. На мой взгляд, общество существует до тех пор, пока осознаёт себя как единый организм. Его успешное развитие зависит от того, насколько успешно культура (как информационное сопровождение этого организма) обновляется и развивается. То есть существование учителя в будущем больше зависит больше не от цифровизации, а от состояния культуры общества и понимания его членами вектора развития культуры и государства. Я убеждён, что цифровизация в скором времени поменяет архитектуру ВУЗов, а именно будет больше он-лайн курсов и сетевых программ.
В воронежскую школу №34 Оксана попала в рамках программы «Учитель для России». Стоит отметить, что дигитализация затронула и самих учителей — каждую неделю для участников программы проходят семинары через Интернет. – Первый месяц это была сессия в формате «вопрос — ответ». Нас интересовали вопросы от «Как выставлять отметки?» до «Как изучать «Мертвые души». Наши методисты — специалисты высокого уровня. Это очень удобно — я нахожусь дома и учусь в формате живой беседы. В любое время могу задавать вопросы. Помимо семинаров от программы, я два раза в этом году покупала курсы повышения квалификации в формате видеолекций и осталась ими довольна. Как цифровизация работает на благо педагогического процесса? Вместе со своими учениками Оксана снимает ролики о правилах русского языка и буктрейлеры по книгам. Помимо этого, наша героиня использует образовательные интернет-платформы, где её ученики решают задания и проходят олимпиады. – В конце учебного года когда мы занимались повторением, я предложила ребятам снять ролик на любое правило, которое изучали в 5 классе. А первый буктрейлер мы сняли по «Поллианне», его делали пять учеников. Мы посмотрели этот ролик на уроке, снимать второй по «Удивительному путешествию кролика Эдварда» пришли уже десять учеников! :)) Я проводила опрос в классе - после роликов желающих прочитать эти книги стало больше. Я использую в работе группу в соцсети Вконтакте, где состоят ученики. Размещаю там интересные факты о книжках, русском языке, провожу опросы. По мнению Оксаны, основная задача современного педагога — принять ребёнка и помочь ему расти. В своей работе она руководствуется принципом «Не навреди» и это даёт свои плоды: её ученик стал лауреатом областного конкурса по журналистике «Репортёр — 2019». Педагог вместе с учениками выпускают школьную газету и интервью с учительницей русского и литературы, старшей коллегой Оксаны, стало победоносным. Отметим, что школа №34 впервые взяла место на областном фестивале. Наша героиня уверена, что гаджеты вряд ли смогут вытеснить учителя из класса, но всё чаще будут использовать в качестве помощников на уроке. Она отмечает, что задача учителя меняется: он в большей степени, чем раньше, модерирует работу в классе; учителя и ученики начинают работать как одна команда.
По словам Леонида, в ближайшем будущем значительную роль в школьном обучении будет играть он-лайн формат, когда централизованно лучшие специалисты будут давать теоретические знания в формате трансляции, а непосредственная практика будет проходить с учителем офф-лайн, который помимо этого проверит домашнее задание. – Ментально общество уже подходит к такому явлению, как он-лайн образование. С момента зарождения, дистанционное обучение претерпело качественные изменения, совершенствуясь в инструментарии и методологии. В настоящее время он-лайн образование можно считать полноценным аналогом традиционной формы обучения. Об он-лайн школе по подготовке к ЕГЭ Леонид говорит как о динамично развивающейся системе, которая на данный момент представляет собой комплексный учебный курс. В своих группах в соцсети Вконтакте https://vk.com/egepara учителя он-лайн школы публикуют дополнительные материалы, так что учащиеся могут почерпнуть много новой информации и принять участие в обсуждении.
В настоящее время Леонид преподаёт в Воронежском Государственном Университете на математическом факультете. До 2015 года он вёл подготовительные курсы к ЕГЭ по математике в гимназии им. Кольцова. По мнению Леонида, чтобы оказывать высококлассные услуги в любой сфере деятельности — от образования до медицины, нам необходимо пользоваться всеми инновациями, которые диктует время. Роль учителя претерпевает изменения: раньше учитель был своего рода транслятором, радиоточкой. Он вещал. Перестав быть единственным источником знаний, он постепенно превращается в наставника. Он организовывает ту среду, то информационное пространство, в котором ребёнку комфортно развивать свой потенциал, развивать мышление и учиться отсеивать информацию. – Я уверен, что человеческое общение никогда не будет заменено машинным. Даже если и появится искусственный интеллект, робот, который будет давать знания, останется задача воспитывать и направлять, с которой может справиться только человек. Если попытаться в будущем робота наделить сознанием, то у этого робота появятся планы, желания и человек вряд ли будет входить в них. Становится очевидно, что у дигитализации намного больше преимуществ, чем недостатков. После ввода новых правил сосуществования образования и цифровых технологий, прогресс будет поставлен на службу педагогическому процессу, так что мы сможем не беспокоиться за сохранение базовых ценностей нашего общества в целом и профессии учителя — в частности. Остаётся только вспомнить слова великого писателя и педагога Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»