Африканские страны приветствовали эти средства, несмотря на опасения, что издержки перевешивают выгоды.
КИГАЛИ, Руанда. Офис премьер-министра представляет собой новый блестящий комплекс в центре столицы, который был открыт в апреле действующим президентом Эдуардом Нгиренте, который воспользовался случаем, чтобы похвалить отношения своей страны с ее экономическим благодетелем в последние годы: Китай ,
Комплекс, построенный на сумме $ 27 млн был подарком от китайского правительства Руанды или, как Ngirente выразился , «еще один показатель того , как ... отношения между Китаем и Руандой постоянно растут сильнее.»
Действительно, многие свидетельства прогресса, достигнутого после окончания геноцида в Руанде - стабильного правительства, промышленные комплексы, стоящие за растущей экономикой, жилье для зарождающегося среднего класса - были построены китайцами. Проекты были отмечены красными флагами, звездами и табличками, которые ясно указывают на растущую и тревожную тенденцию в Руанде и регионе. Несмотря на то, что Китай уделяет больше внимания и ресурсов развитию Африки, он все больше погружает страны континента в долги и зависимость. Сейчас многие на Западе - видные политики , генералы , экономисты и многие другие - считают, что издержки перевешивают выгоды и что китайские инвестиции ставят под угрозу процветание и суверенитет Африки в этом процессе.
Это мнение, которое не всегда разделяют на континенте. Как показано в прошлом году Форума китайско-африканского сотрудничества, который привлек больше глав африканских государств , чем Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, интерес китайских инвестиций остается высокой и по уважительной причине. Африка, насчитывающая около 750 миллионов человек в возрасте до 25 лет, а также самое быстрорастущее население мира, жаждет рабочих мест, которые может принести Китай. Кроме того, по данным Африканского банка развития , континент нуждается в инвестициях в инфраструктуру более чем 100 млрд. Долл. США в год и хочет, чтобы дороги, порты и мосты были очень хорошие в строительстве в Китае. Чтобы подсластить эту сделку, щедрости Китая также не хватает лекций и ограничений со стороны Запада, чьи доллары уже давно поставлены с условиями хорошего управления, сбалансированного бюджета и многого другого.
Здесь, в Кигали, легко понять, почему многие африканские государства порвали со своими западными покровителями, чтобы приветствовать китайских кредиторов. Двадцать пять лет спустя после геноцида, в результате которого погибло 800 000 жителей этой страны, успех Руанды было замечательным, и инвестиции Китая, похоже, только помогли. Это можно увидеть в новом кабинете премьер-министра Руанды , который присоединился к кабинету министра иностранных дел как один из щедрых даров Китая. Есть также «Prime Economic Zone», промышленный центр, частично построенный China Star Construction, который стал двигателем экономического роста в последние годы - в комплекте с китайским шрифтом на многих зданиях, китайскими фонарями во многих окнах и одним китайским флагом , Десятки миллионов долларов также поступают в слаборазвитую восточную провинцию Руанды, где Китай финансирует и строит три стадиона на несколько тысяч человек . Кроме того, около 70 процентов руандийских дорог были профинансированы и построены также китайцами.
Присутствие Китая очевидно и в других областях. Как и Китай, Руанда приняла централизованное экономическое планирование, предоставив правительственным инвестиционным фондам возможность управлять экономикой. Он также отверг либеральную демократию, отменив сроки полномочий своего давнего лидера президента Пола Кагаме. Обученная китайцами , говорящая на китайском языке бригада руандийской армии, которая прошла в этом военном параде в прошлом месяце, еще раз продемонстрировала, насколько далеко зашли отношения.
Однако сильная и устойчивая рука, которая эффективно управляет государственным капитализмом и помогает активным сторонникам из Китая, не так хороша, как может показаться. Доклад Всемирного банка, опубликованный в прошлом месяце, пролил новый свет на быстрорастущую дилемму в Руанде. Поздравляя Руанду с «оживленным» темпом роста ВВП в 8,6 процента, в докладе предостерегали страну от роста отношения долга к ВВП, который вырос до 53 процентов. Это означает, что Руанда теперь будет больше тратить на выплату процентов и меньше тратить на базовые услуги для своих людей.
И все же Руанда помогал своим участием в китайских проектах. Через год после подписания соглашений об инициативе Китая «Пояса и дороги» Руанда объявил, что присоединится к Азиатскому банку инвестиций в инфраструктуру Китая, потенциальному конкуренту Всемирного банка. Теперь, похоже, лунатизм идет к территории, на которую опасно въехали некоторые из его сопредельных африканских государств, прежде всего Замбия, Конго и Джибути. Это «китайская долговая ловушка», простое финансовое явление, которое начинает иметь не очень простые геополитические последствия.
Когда Китай предоставляет свои значительные займы, страны-получатели предоставляют одинаково значительный залог. В случае нарастания долгов и дефолта стран-заемщиков Китай получит все, что они могут предложить. Этот сценарий разыгрывался публично лишь один раз, три года назад в Шри-Ланке, когда Китаю удалось захватить стратегически и экономически важный порт Хамбантота в результате инцидента, который с тех пор вызывал серьезные опасения во всем мире.
В Африке эти опасения как никогда высоки. С 2000 года страны одолжили у Китая 143 миллиарда долларов , и соотношение долга к ВВП быстро возросло за тот же период. В Замбии китайские кредиты (6,4 млрд долларов) составляют подавляющее большинство долгов страны на 8,7 млрд долларов. В результате стали появляться сообщения об антикитайских беспорядках , начиная от кампании в Twitter #SayNoToChina и заканчивая нападениями на китайских владельцев магазинов. Для Республики Конго, президент которой должен был приехать в Пекин в прошлом году, чтобы получить разъяснения о том, сколько должена его страна, на прошлой неделе МВФ был вынужден совершить махинацию, чтобы оказать помощь на полмиллиарда долларов, чтобы смягчить растущие китайцы кредиты. Больше всего смущает Джибути, важнейшая страна для военных операций США, Франции и Китая, где Китай держит 77 процентов долга. Есть опасения , что Китай возьмет на себя один из портов Джибути, что генерал Томас Waldhauser, который возглавляет Африканское командование США, опасение подрывающих вооруженные силы США в регионе.
Список уязвимых стран продолжается. Задолженность Кении перед Китаем за последние пять лет выросла в десять раз и в настоящее время составляет 5 миллиардов долларов, что вызывает опасения по поводу захвата известного порта в Момбасе. Анголе, которая, по некоторым оценкам, должна Китаю 25 миллиардов долларов и которая предоставила свою нефть в качестве залога, осталось меньше на продажу на открытом рынке. В Гане страх перед распространением китайского оружия окружил соглашение об инфраструктуре стоимостью 2 миллиарда долларов с корпорацией Sinohydro, которая будет оплачена за счет поставок алюминия в страну.
Тем не менее, даже несмотря на то, что задолженность перед Китаем растет по всему континенту, далеко не ясно, что он следует определенной стратегии «долгового ловушки». По правде говоря, есть много причин, по которым Китай был бы заинтересован в достижении крупных, растущих и неиспользованных рынков, богатых природными ресурсами. Долг может быть только побочным продуктом.
«Всегда трудно отделить интересы Китая», - сказала Джадд Девермонт, бывший старший аналитик ЦРУ по Африке и нынешний директор по Африке в Центре стратегических и международных исследований. «Если вы посмотрите на все их проекты, некоторые из них будут выглядеть довольно хорошими коммерческими сделками. У некоторых из них был бы чистый политический капитал. Некоторые из них могут служить безопасности или военным интересам. Но я думаю, что невероятно сложно взглянуть на долг и сделать широкое заявление ». Действительно, истинные издержки роста Китая на континенте могут лежать в другом месте: в незаконной добыче полезных ископаемых, ухудшении состояния окружающей среды, росте коррупции или просто плохой работе .
Даже когда китайская дипломатия в виде долговых ловушек не проявляет себя так четко и буквально, как это описывают некоторые, такое кредитование все же может принести Китаю политическую выгоду. Исследователи из Колледжа Уильяма и Марии обнаружили, что если африканская страна проголосует за Китай в Организации Объединенных Наций дополнительно в 10% случаев, она получит дополнительно 86% помощи. После того, как президент Китая Си Цзиньпин в 2018 году обещал направить в Африку 60 миллиардов долларов, такие дивиденды для китайской дипломатии, скорее всего, будут только расти.
Опасаясь, что эти события могут происходить на Западе, люди здесь не волнуются - они празднуют. В Китае Африка нашла желающих и способных финансистов, инженеров и партнеров, которые прибыли на континент без жестких условий Запада в отношении демократизации, либерализации и приватизации. «[Запад] держал нас как кнут и пряник», - сказал мне Джеральд Мбанда, сотрудник Совета по управлению Руанды и автор недавно вышедшей книги « Китай и Руанда» . «Но теперь морковь стала меньше, и кто-то другой предлагает полную морковку без палки. Какой из них вы бы предпочли?
Сегодня, когда Китай стал финансировать каждый пятый инфраструктурный проект в Африке и построить один из трех, становится ясно, что его морковь без палочек находит то, что пользуется популярностью. По данным ведущей африканской избирательной компании, Китай не только считается самой влиятельной страной на континенте, но 63 процента африканцев считают это влияние положительным.
Теперь Соединенные Штаты надеются что-то сделать с ростом Китая. Только в прошлом месяце администрация Трампа развернула новую программу «Процветание Африки» для решения этой проблемы. Но с бюджетом всего в 50 миллионов долларов, предназначенным исключительно для оказания технической помощи американским фирмам, открывающим магазины в Африке, неясно, как может помочь Процветающая Африка. До сих пор, на самом деле, это только казалось. На церемонии запуска в Мозамбике бывший министр общественных работ Либерии выразил недовольство : «У США даже нет приличия, вежливости, чтобы отправить чиновника на уровне кабинета на это мероприятие». Действительно, присутствие заместителя министра торговли Карен Данн Келли резко контрастировал с тем, как Китай относился к континенту, который дважды посещал президент Си и его министр иностранных дел ежегодно (никто из них не называл африканские нации «дурацкими странами», как это делал президент Дональд Трамп).
Тем не менее, это не будет худшей вещью, если США не найдут способ обратить вспять китайское состояние здесь. По правде говоря, США упустили из виду многие преимущества, которые Китай принес на континент: инфраструктуру в Руанде, кампанию массовой вакцинации в Кении, программу стипендий для 50 000 студентов и пересмотр долга на 50 миллиардов долларов , и многие другие. Также Соединенные Штаты не могут серьезно рассчитывать на конкуренцию в тех областях, где доминирует Китай, таких как строительство дорог, портов и мостов. И в этом отношении Соединенные Штаты не признали агентство Африки во всем этом, провал усилий Запада в области развития и сильное подозрение в помощи со стороны Запада, надзоре и вмешательстве, которые все еще существуют. «У Запада есть этот колониальный багаж», - сказал Мбанда.
Конечно, некоторые проблемы все еще требуют решения. Девермонт сказал , что угроза неустойчивого долга реальна, так же как и перспектива того, что китайское правительство ограничит американскую военную мобильность посредством нового контроля над портами. Кроме того, коррупция имеет хорошо изученную привычку расти в областях, где существуют китайские инвестиционные площадки. Кроме того, всестороннее исследование, опубликованное ранее в этом месяце, пролило свет на «скрытое» кредитование Китая, так как 50 процентов китайских кредитов выдано в тайне, что обременяет страны долгами хуже, чем мы знаем.
Но мало что может принести превращение Африки в еще один театр геополитической напряженности с Китаем. По мере того, как Китай продолжает расти, а кредиты продолжают поступать, нет сомнений в том, что сотрудничество будет развиваться гораздо лучше, чем конфронтация. «Китайцы удовлетворяют потребность в африканцах, и правительство США должно поддержать это», - сказал Девермонт. «Мы были слишком нулевыми».