Президент США Дональд Трамп подписал второй пакет антироссийских санкций за якобы отравление нервно-паралитическим веществом «Новичок» бывшего разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Санкции введены, несмотря на то, что расследование инцидента не нашло неопровержимых доказательств причастности российских спецслужб к нему. Полный список санкций пока не обнародован, но по некоторым сведениям, среди под запрет может попасть российская продукция, поставляемая в США.
В таких случаях принято сразу вспоминать про ракетные двигатели РД-180, которые наша страна поставляет в США. Однако запрет на их поставку существенного влияния на космическую программу Штатов не окажет. Эти двигатели используются лишь в одном, да еще и не самом ходовом типе ракет-носителей. Совсем другое дело — поставки титана и изделий из него.
Остается только гадать, известно ли инициаторам санкций, что Россия занимает второе место в мире по разведанным залежам титана, а российская компания ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является крупнейшим в мире производителем титана. Она также единственная в мире титановая компания, имеющая полный цикл производства — от переработки сырья до выпуска конечной продукции. Корпорация имеет 350 заказчиков в 48 странах мира, не считая российских подрядчиков.
Можно предположить, что США — крупнейший партнёр компании, поэтому санкции достаточно чувствительно отразятся на российском производителе, но они не станут фатальными, учитывая большое количество других заказчиков. Фатальными санкции станут для американского авиконцерна Boeing, который покупает у ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» не просто титан, а критические для самолётов титановые детали. В пересчёте на металл — это 35% от всего титана, используемого Boeing, но с учётом важности деталей, замену для российской продукции найти будет сложно. Можно было бы попытаться быстро переориентировать на Китай, но с Пекином у Вашингтона нынче идёт торговая война.
И это, как говорится, ещё полбеды. Дело в том, что американский авиагигант сейчас переживает тяжёлые времена, поэтому найти свободные средства для быстрого перехода на других поставщиков титановых изделий будет проблематично. Учитывая, что в кооперации с Boeing работают тысячи больших и малых компаний США, любое падение производства концерна скажется и на них, что отразиться на всей американской экономике.
В выигрыше от проблем у американцев окажется европейский производителей авиалайнеров — Airbus, который по иронии судьбы ещё больше завязан на российский титан — 65% титановых деталей для самолётов Airbus покупает у ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». В случае усугубления проблем у главного конкурента, европейцы увеличат выпуск своих самолётов, для чего кстати окажется и тот титан, который не купят американцы.
Вся история экономических санкций показывает их бесполезность – они никогда не достигают целей, ради которых вводятся. Санкции также причиняют вред не только тем, против которого их вводят, но и тем, кто это делает. Можно вспомнить знаменитую континентальную блокаду, введённую Наполеоном против Великобритании, которая немедленно привела к скачку цен на все товары и к засилью контрабанды во Франции. Видимо, насмотревшись на это, французский экономист Фредерик Бастиа в своих трудах отстаивал свободу торговли и считал злом любые препятствия для неё, включая санкции.