Найти в Дзене
Наш край

Немецкая женщина-крестьянка белорусского Восточного Полесья в условиях трансформации советского политического режима

Оглавление

В межвоенный период Белорусское Восточное (Мозырское) Полесье яв­лялось территорией компактного проживания основного количества всего немецкого населения Советской Беларуси. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., из 7075 немцев, проживавших в БССР, 3356 человек (46,6%) приходились на Мозырский регион (3294 человека, в сель­ской местности и 62 — в городской). Большинство (69,2%) сельских немцев республики проживало на Мозырщине1. Безусловно, в количественном от­ношении данная территория уступала обширным немецким анклавам в СССР — Республике немцев Поволжья, Украине, Сибири, Северному Кавка­зу (всего в Советском Союзе на 1926 г. насчитывалось 1 238 549 человек немецкой национальности — граждан СССР)2. Но это не умаляет ее обще­культурологической значимости. Более того, история и культура немцев именно белорусского Полесья до сего времени остается обделенной вни­манием историографов немецкого населения СССР. «За лесом деревьев не видать…».

I. 1920-е годы: «Kinder, Küche, Kirche»

«Леса, болота и пески…»

Складывание местной немецкой общины началось с 1909 г. До этого немцы в основном жили на Украине (Волынь), где арендовали помещичью землю. После осложнения арендных отношений они переселились в сосед­нюю Мозырщину, купили землю у местного помещика Анзельмова. Во вре­мя Первой мировой войны многие немцы уехали из Мозырского Полесья. Помимо спасения от военных бедствий, это было вызвано также политикой российских властей по «очистке» приграничной полосы Российской импе­рии от «неприятельских выходцев» — австрийских, венгерских и герман­ских переселенцев. В 1915 г. в связи с приближением линии фронта русское военное командование издало приказ о выселении немцев-колонистов из прифронтовой полосы в 24-х часовой срок. Много немцев покинуло Полесье с уходящими кайзеровскими войсками в 1918 г3.

В результате вынужденных миграций немцев разбросало по различным местностям — внутренние российские губернии, Русский Север, Средняя Азия, Польша, Германия. После окончания войны, перехода от внутриполи­тических коллизий (1917 г., гражданская война) к мирной жизни ситуация стабилизируется. Многие немцы приезжают обратно на Полесье, мужчины возвращаются из армии и германского плена, семьи воссоединяются. Жизнь нормализуется. К началу 1920-х годов немецкое население предста­вляло собой значимое и самобытное этнокультурное явление в регионе.

С начала поселения на Полесье немцы жили колониями, состоявшими из отдельных хуторских хозяйств. В Наровлянском районе это были колонии: Березовка, Антоновка, Красиловка, Майдан, Осиповка, Хатки и Дубров­ская. В Каролинском (Ельском) районе: Анзельмовка (с 1929 г. переимено­вана в Роза-Люксембург) и Наймановка. С середины 20-х годов и до конца 30-х в Советской Беларуси имелось 2 немецких национальных сельских со­вета, оба — на Мозырщине: Березовский в Наровлянском районе и Анзельмовский (с 1929 г. им. Розы Люксембург) в Ельском районе.

Количество населения менялось в связи с естественным приростом и ми­грациями. Имеющиеся статистические данные, иногда противоречивые, дают возможность представить динамику немецкого населения в целом. Так, в Анзельмовском сельсовете немцев насчитывалось 612 из 911 чело­век всего населения по данным на 18 декабря 1926 г., в 1927 г. — 659 из 1007, в 1929 г. — 731 из 1068. В Березовском сельсовете в 1926 г. немцев было 1555 из 1656 человек всего населения. В 1927 г. в Наровлянском рай­оне жили 1968 немцев, из них 1 483 человек — в Березовском сельсовете, 475 — в Хатковском. В 1929 г. в Березовском сельсовете немцев было 1431 из 1567 человек всего населения4.

Ареал компактного проживания немцев распространялся и на Лельчицкий район. По разным источникам, в 1925 г. здесь было от 183 до 215 че­ловек немецкого населения. В 1931 г. в трех деревнях района — Дубницкой, Средних Печах и Дубровке — насчитывалось 33 немецких хозяйства (се­мьи)5. Компактные «островки» немецкого населения имелись и в Житковичском, и в Речицком районах (хутора Заходы).

Территория проживания немцев-колонистов Мозырщины характеризова­лась малоплодородными землями. «Леса, болота и пески» — так описывал­ся регион в официальном документе. «Пахотные земли. состоят преимущественно из оподзоленных супесков и песков, с высокими грунтовыми во­дами, которые во время выпадающих осадков совершенно затопляются. Расположены эти земли в низинах на бывших лесных вырубках в значи­тельной части заболоченных, также заболочены все сенокосные угодья» — характеристика почвенно-климатических условий региона. Ирригационная система, создание которой началось до революции 1917 г., была запуще­на. Регион являлся зоной рискованного земледелия с малоплодородными почвами и низкими урожаями хлебных культур — 10-15 (по другим источ­никам — 25-30) пудов с гектара6.

«В хозяйственном отношении немцы стоят выше окружающего населения»

Цитата, взятая из центральной газеты БССР «Звезда», номер от 26 ию­ля 1923 г., адекватно оценивает экономическое положение немецкого сель­ского населения. Рыночная направленность хозяйств проявлялась в ис­пользовании породистого молочного скота. Коровы в немецких колониях давали до 18 литров молока (по данным на 1930 г.). Немцы держали так на­зываемые «колонистские» («немецко-колонистские») породы — черную и красную «немецкие». Популярны были и метисы иностранных пород, на­пример, швейцарских симменталов и др. Немецкая порода коров составля­ла значительную часть местного племенного скота. Для кормления коров колонисты все больше сеяли клевер, вику, выращивали овощи. Из других сельскохозяйственных культур были распространены рожь, овес, гречиха, горох. Для нужд семьи держались овцы и свиньи. Разводили домашнюю птицу7.

Основой немецкого хозяйства являлась корова. Она была основной кор­милицей, а деньги, вырученные от продажи молочных продуктов, давали возможность купить все необходимое. В 1930 г. считалось, что наличие 2-3-х коров обеспечивает стабильное проживание семьи8. Высокая проду­ктивность немецких коров, большее их количество у немцев в сравнении с окружающим населением выгодно отличало немецкие хозяйства по крите­рию зажиточности. Корова в немецкой семье была объектом всеобщей за­боты. Если у окружающего иноэтничного населения, в частности — белорус­ского — традиционно считалось, что хозяйственная прерогатива мужчин — это содержание лошади и труд с ее использованием, женщин — занятие ко­ровой, то в немецких хозяйствах такого разделения не наблюдалось.

Высоким уровнем развития отличалась кооперация в среде немецких крестьян-колонистов. Успешно функционировали молочные общества (ар­тели) по производству сливочного масла, варке сыра, в том числе — гол­ландского. К 1930 г. молочные общества немецких сельсоветов объединя­ли около 900 хозяйств. Официальный источник отмечал, что немецкое на­селение охвачено обществами почти полностью9. В 1929/30 г. молочная ко­операция Анзельмовского сельсовета выработала 88,7% всего масла, про­изведенного в Ельском районе10. А район насчитывал 14 сельсоветов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Следствием стабильной хозяйственной коньюнктуры местных немцев яв­лялось их активное и массовое участие в потребительской кооперации. Так, в 1926 г. потребительское общество «Культура» Анзельмовского сель­совета состояло из 587 пайщиков, в том числе — 125 женщин; в 1927 г. — 632 пайщика, из них — 134 женщины11.

«Быт патриархальных времен»

Это официальное определение характера традиционной жизни немцев в 1920-е годы, безусловно, тенденциозно. Оно обусловлено своеобразием немецкого этнокультурного комплекса в местном национально-культурном контексте, его часто непонимаемой нетипичностью. К сожалению, недоста­ток репрезентативных этнографических материалов затрудняет макси­мально объективное и всесторонне освещение сюжета. Поэтому мы можем восстановить картину лишь в общем. При этом использованы архивные ма­териалы и устные сведения Верман Берты Карловны (немка, 1931 г.р.), Скоростецкой Нины Михайловны (белоруска, 1924 г.р.) — обе уроженки д. Анзельмовка, Фендач Анастасии Станиславовны (чешка, 1931 г.р.) — уро­женки д. Березовка.

Дома (по местному — «хаты»), как правило, были срубного типа, из оси­ны (поскольку она устойчива к гниению) и ольхи. Крыши крылись гонтом. Дом и основные хозяйственные постройки находились под одной крышей. Как отмечают информаторы, во дворе был полный порядок, трудно было найти лишнюю травинку. Усадьбы ограждались живой изгородью — елями, вербами. Таким образом сад оберегался от заморозков. Дерево в качестве топлива экономили, печи зимой топили слабо, согревались перинами. Для их изготовления разводили гусей, которых во время холодов могли дер­жать в доме. В целях экономии в качестве подстилки для коров использо­вали листья деревьев, а не солому.

Повседневной одеждой немцы практически не отличались от окружаю­щего населения. В пище для приготовления многих блюд использовали гусиный жир. Традиционным было употребление сливочного масла, сыра. Распространенным блюдом были клецки. Анастасия Фендач вспоминает, как немцы вечером после всех хозяйственных работ ели картофельные блинчики («драники» — белорусское национальное блюдо) и пили кофе (как правило, морковный), летом сваренный на плите возле дома.

Для определения количественного состава немецкой семьи нами были использованы статистические данные по Роза-Люксембургскому сельсове­ту на 1934 г.12 и анкеты арестованных немцев из следственных дел за 1932-1941 гг.13. В первом случае в 136 учтенных семьях насчитывалось 760 че­ловек (одиночки не учитывались). В семьях было от 2 до 11 человек. В сре­днем на семью приходилось 5,6 человека. Во втором случае в 90 семьях было в целом 460 человек. Семья в среднем составляла 5,1 человека.

Браки у немцев, как правило, были одноэтничные. Свадьба предварялась обрядом сватовства и приглашения гостей. Он был столь экзотичен для ме­стного иноэтничного населения, что упоминается даже в официальном отче­те Каролинского райкома КПБ за 1926 г.: «Перед свадьбой виновник тор­жеств — жених — садится верхом на маленькую разукрашенную лошадку и въезжает прямо в комнату, приглашая хозяина в гости»14. Аналогично сват на украшенной лентами и цветами маленькой лошади заезжал и разворачи­вался в доме молодой, в котором хозяином были открыты все окна.

Показателем устойчивости традиционной этнической культуры является ономастика. Рассмотрим динамику женского именника местных немцев. Для этого сделаем выборку женских имен ряда семейств (по уже обозна­ченным анкетам арестованных немцев): Абрам, Альбрехт, Бернт, Бубольц, Вернер, Витлиф, Гамарник, Гайн, Ганерт (Генарт), Гафке, Герзекорн, Гессе, Гинкельман, Гинц, Гоппе, Грапотин, Грасс, Домке, Доберштейн, Есвайн, Заржицкий, Кин, Крейнинг, Кошуба, Кренц, Кроль, Крон, Кукук, Куцке, Куят, Лангус (Лянгос), Лейске, Либренц, Малон, Марон, Мац, Миллер, Мительштедт, Найман, Рац, Рейдер, Ренерт, Решке, Руди, Тимник, Турек, Шамуль, Шмидт, Шнайдер, Штайнбах, Шот, Штрайх, Фаль, Ферле, Фрихерт, Цайхнер, Элерт, Эцингер, Ябс, Янишевский, Янц.

Первый период. Имена родившихся до 1910 г., т.е. до времени начала складывания местной компактной немецкой общины. Это — имена немокмигрантов. В данном случае 85 немок разных возрастов представлены 31 именем. Приведем эти имена с указанием количества людей, их носив­ших: Августа, Ольга — по 9 женщин, Альвина — 6, Эмилия — 5, Эмма, Ма­тильда, Марта — по 4, Паулина, Отилия, Амалия, Анна, Лидия, Ульда, (Гуль­да) — по 3, Берта, Герта, Эрна, Ванда, Каролина, Мария, Иоганна, Тереза — по 2, Теофила, Софья, Адина, Эринстина, Христина, Сусанна, Фрида, Адолина, Антонина, Екатерина — по 1.

Второй период. Имена родившихся с 1920 по 1929 г. В этом случае 97 немок представлены 37 именами: Ида — 10, Ольга — 8, Эльза — 7, Эмма, Альмида (Альма) — по 5, Адолина, Берта, Лидия, Фрида — по 4, Анна, Мар­та, Отилия, Тереза, Эрна — по 3, Альвина, Антонина, Зельма, Герта, Мария, Милита, Софья, Эстер — по 2, Атона, Августа, Альфрида, Дина, Гульда (Гильда), Зента, Клара, Лилия, Маргарита, Матильда, Мета, Марихем, Пау­лина, Рута, Элизабет — по 1.

Третий период. Имена родившихся, начиная с 1930 г. В данном случае 45 немок представлены 26 именами: Ольга, Ида, Зента — по 4, Герта, Зельма — по 3, Альмида (Эмильда), Берта, Марта, Теофила, Эльза, Эмма, — по 2, Агнесса, Анна, Гульда, Валентина, Леокадия, Лидия, Лиза, Мильда, Мейта, Наталия, Одина, Отилия, Татьяна, Фрида, Эрна — по 1.

В целом представляется картина значительного многообразия немецких женских имен с устойчивым характером некоторых из них на протяжении длительного периода. При этом практически отсутствовала трансформа­ция именной модели в именник окружающего этнического большинства.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.