Найти тему
CultRa

200 лет назад вышла книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление»

Артур Шопенгауэр. Дагерротип 1859 г. Библиотека Университета Франкфурта-на-Майне. Источник иллюстрации: Викимедиа
Артур Шопенгауэр. Дагерротип 1859 г. Библиотека Университета Франкфурта-на-Майне. Источник иллюстрации: Викимедиа

Философский трактат немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (нем. Die Welt als Wille und Vorstellung) был впервые напечатан в декабре 1818 года, но именно в 1819-м, выдержав практически разу же 2-е издание, он оказался в центре бурных идейных дискуссий. Сегодня в это трудно поверить, но два столетия назад сугубо философские рассуждения вызвали горячие споры, провоцировали ссоры друзей и даже приводили к вызову на дуэль.

В ту пору в Европе умами владела немецкая классическая философия, представленная такими именами как Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. На фоне их систематических построений, книга профессора Берлинского университета, уроженца польского Гданьска Шопенгауэра выглядела необычно, новаторски и даже провокационно. Шопенгауэр заявил, что движущей силой как жизни каждого человека, так и всей истории человечества является воля к жизни. Человек постоянно хочет чего-то большего, чем имеет, и ищет путей достижения желаемого, в том числе, в борьбе с силами природы и с другими людьми. Сильные личности, обладающие ярко выраженной волей к осознанию и достижению своих целей, ведут за собой других и меняют историю. Они в наибольшей мере подвержены рискам и чаще гибнут на своем пути, но именно к их фарватеру пристраиваются целые народы, среди которых большинство людей живет достаточно спокойно, достигая только незначительных целей.

В обществе идет борьба не только воли сильных личностей, но и представлений этих личностей о том, что надо делать, какие цели ставить и как их достигать. Чем большее число людей с несильной волей станут разделять представления вождя, тем большую энергию народов он сможет консолидировать для достижения своих целей и реализации собственных представлений.

-2

Идеи Шопенгауэра сформировались в значительной мере как осознание опыта, полученного Европой в годы наполеоновских войн, но при этом они опередили свое время и оказались наиболее востребованными в середине и во второй половине XIX века, когда в том же направлении развивал философию Фридрих Ницше, и в особенности в ХХ веке, когда на теоретической основе, заложенной Шопенгауэром, строилась философия германского вождизма. Идея воли и представлений в значительной мере перекликается и с основами психоанализа Зигмунда Фрейда.

Ответом на растущий спрос на развитие его идей стало 2-е расширенное издание книги Шопенгауэра, вышедшее в 1844 году. Рихард Вагнер посвятил Шопенгауэру свой знаменитый оперный цикл «Кольцо Нибелунга».

Уже после крушения фашизма немецкие писатели предприняли попытку «очистить идеи Шопенгауэра от нацистского налета». В 1948 году была издана сокращенная редакция книги «Мир как воля и представление» под редакцией Томаса Манна.

Пока вокруг его идей кипели споры, сам Шопенгауэр до конца дней преподавал во Франкфуртском университете и вел образ жизни профессора философии, даже видом напоминая чудака, оторванного от реальной жизни. Он умер от пневмонии в 1860 году. Его слава и признание таковы, что на могильном камне оказалось достаточным высечь всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

Иллюстрации:

Артур Шопенгауэр. Дагерротип 1859 г. Библиотека Университета Франкфурта-на-Майне. Источник иллюстрации: Викимедиа

Титульный лист 2-го издания книги Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819). Источник иллюстрации: Викимедиа