Горят лёгкие планеты. На огромной территории России в 11 регионах продолжаются лесные пожары.
Леса Сибири и Дальнего Востока горят каждый год. Ежегодно огнем уничтожается около 10 млн га, и это очень тревожная тенденция, считает эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков.
- На площади, которую прошел огонь, погибнет где-то лишь треть деревьев — большая часть выживает. Например, в Приморье самая устойчивая к огню порода — дуб, и зачастую дубняки переживают многократные пожары, однако их древесина уже не годится для лесозаготовки. И так со всеми породами: после пожара дерево становится некондиционным. И если пожары в стране продолжатся в тех же объемах, что и последние годы, через 10 лет мы рискуем полностью потерять весь промысловый лес, — подчеркнул он.
Работы по активному тушению пожаров ведутся на площади более 100 тыс. га. Еще более 2,7 млн га составляет площадь охваченных пожарами лесов на труднодоступных и удаленных землях.
Тушить такие пожары невозможно. Можно лишь ограничить их, вырубив просеки, а для этого туда нужно доставить технику и людей, что технически практически невыполнимо и смертельно опасно для этих людей (быстрой эвакуации не выйдет). Тайга горела всегда. Чтобы мы не делали, сколько тонн воды не выливали на огромный лес, все наши усилия будут ничтожны. Остается только ждать, когда пожары затухнут сами. Они затухали и в 2018 году, и в 2017 и во все прошлые годы
Из истории вопроса:
По сообщениям газет, в 1876 году леса горели в Новгородской, Тверской и Петербургской губерниях, в Карелии и многих районах Сибири. В 1881-1882 годах леса горели на Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, в Крыму, на Кавказе, в ряде губерний Центральной России и европейского севера России. В 1890-1892 годах сильные лесные пожары зафиксированы в центрально-черноземных губерниях, на Брянщине, в Среднем Поволжье и опять на Урале. В этот период особо отмечается высокая горимость лесов, рассеченных железными дорогами – верятно, это связано с искрами, вылетающими из паровозных труб, что было обычным явлением. При этом продолжительность лесных пожаров исчислялась месяцами – их никто не тушил, и потому они горели до тех пор, пока не гасли по естественным причинам. В 1876 году в окрестностях Благовещенска лесной пожар не утихал с ранней весны до поздней осени, а в Мезенском уезде Архангельской губернии в 1881 году леса горели почти все лето. В окрестностях города Луга лесной пожар, начавшись в середине августа, прекратился только во второй половине октября – по причине наступления осенней непогоды. Газеты сообщаи тогда о сильном задымлении, мешавшем не только речному судоходству, но и движению по железной дороге.
Засушливые годы с обширными лесными пожарами наблюдались на территории Центральной России и Сибири и в начале XX века. Сообщалось, что в 1901 году леса в окрестностях Иркутска горели «на протяжении 300 – 400 верст», а в 1908 году леса вдоль Транссиба горели на всем протяжении от Красноярска до Томска. В 1910 году сильные пожары прошли по территории российского Дальнего Востока осенью, и то же самое повторилось там следующей весной, в 1911 году. В 1912-1914 годах от сильнейших пожаров пострадали леса северных и центральных губерний европейской части России, а в 1915 году пожарами была охвачена вся Средняя Сибирь – общая площадь пожаров оценивается как минимум в 12,5 миллионов гектаров. Горело так, что сообщения о лесных пожарах появлялись в газетах даже во время Первой Мировой войны.