Ну...продолжим. Сегодня про "золотой век" ИЛ-18. Самолета, неразрывно связанного с историей гражданского самолетостроения не только в Советском Союзе, но и машины, вошедшей в мировую историю. Первая часть ЗДЕСЬ.
1958 год. Испытания показали, что самолет отвечает практически всем заявленным требованиям. Нарекания вызывали только двигатели. Слишком мал был их ресурс. (Всего 50 летных часов). А после этого они требовали ремонта. Также при низких температурах двигатели плохо запускались. Но несмотря на эти недостатки московский завод "Знамя Труда" приступил к серийному выпуску ИЛ-18.
Одновременно с этим в ОКБ Ильюшина решили провести сравнительные испытания с другими двигателями. На нескольких самолетах были установлены двигатели АИ-20 конструкции Александра Ивченко, которые производились в Запорожье. И те и другие самолеты были отправлены в Московское транспортное управление гражданского воздушного флота, то есть в Аэрофлот, и эти самолеты занимались, на период испытаний, перевозкой грузов и почты.
Пассажиров в период эксплуатационных испытаний они не перевозили. Оказалось, что эти осторожности были не напрасными. Зимой 1959 года один из самолетов ИЛ-18 с двигателями НК-4 совершал перелет из Москвы в Баку. Полет начинался штатно. Однако, через 15 минут после старта самолет содрогнулся от удара. В кабине загорелся индикатор - пожар третьего двигателя.
Экипаж, следуя инструкциям, привел в действие систему пожаротушения, выключил двигатель и приступил к аварийному снижению. Вскоре самолет потряс новый удар и его начало разворачивать в сторону. Находившийся в салоне борт-инженер увидел, что второй двигатель оторвался от крыла. Все это привело к огромному дисбалансу и огромной вибрации. Экипаж вдвоем пытался удержать машину.
Большой запас прочности и профессионализм экипажа позволил посадить машину. После этого летного проишествия самолеты с двигателями Кузнецова сняли с эксплуатации.
Окончательный выбор был сделан в пользу силовой установки АИ-20 и самолет получил обозначение ИЛ-18Б
20 апреля 1959 года лайнер совершил первый рейс с пассажирами. Это стало новым этапом летной жизни самолета. Немного информации о самолете ИЛ-18Б.
Длина - 35,9 м.,
Высота 10,2 м.,
Размах крыла 37,4 м.
Максимальная взлетная масса - 61 тонна.
Силовая установка - 4 турбовинтовых двигателя АИ-20 тягой 4000 л/с каждый.
Крейсерская скорость 625 км/ч.
Дальность 5400 км.
Крейсерская высота - 8000 м.
Количество пассажиров - 89 человек.
Экипаж - 5 человек. (фото)
В Аэрофлоте самолет прижился быстро. Летчики без особых проблем переучивались на новую машину. Брали только лучших. Летать на этом лайнере считалось престижным.
Само словосочетание дальняя авиация появилась в 50х годах с появлением на трассах ТУ-104. В 1959 на пьедестал взошли и турбовинтовые ИЛ-18.
Возник парадокс. За счет дополнительных посадок ТУ-104 прилетал в пункт назначения (в данном случае рейсы во Владивосток) позже на один час по сравнению с ИЛ-18. Рейсы выполнялись как Туполевскими, так и Ильюшинскими бортами. Вот оно как....тише едешь - раньше будешь.
Пожалуй самым лучшим доказательством летных и эксплуатационных характеристик ИЛ-18 стало появление этих самолетов в правительственном авиаотряде. Он был сформирован в 50х годах для перевозки первых лиц Советского Союза.
Для перевозки первых лиц государства было разработано два варианта компоновки салона. Полу-салон и салон. В варианте полу-салон задний отсек отделили перегородками и оборудовали диванами.
В центральном и переднем салонах находились обычные кресла. Здесь летали корреспонденты и сопровождающие лица. (Еще одно доказательство, что сидеть нужно в хвосте самолета из соображений безопасности.)
Для обслуживания первых лиц государства использовался ИЛ-18 в компоновке салон. Не совсем уверен, поправьте, если есть более точная информация, но самолеты того времени из правительственного отряда были вот в таких ливреях.
Хрущев любил, чтобы интерьер был сделан из карельской березы. Обивка, в то же время, должна была сделана из зеленого сукна.
Кроме того ИЛ-18 перевозил и лидеров других стран. Было престижно и считалось знаком большого уважения отправить за лидером другой страны. Например в Каир за Президентом Египта Гамалем Абдер Насером.
Ну и конечно, перемещаться с комфортом полагалось первопроходцам космоса. Именно на Ил-18 Ю.А. Гагарин, после своего исторического полета, прилетел в Москву. И именно на правительственных авиалайнерах космонавты облетели весь мир.
Продолжение последует.
Подписывайтесь, критикуйте и всем удачи!