Найти в Дзене
Мы из СССР

Как латышский партизан стал героем-подпольщиком

18 февраля исполнилось 75 лет со дня, когда в 1944 году в Риге агентами Гестапо был схвачен деятель антинацистского подполья Латвии Имант Судмалис. Судмалис успел стать настоящей легендой: его имя наводило страх на врагов и воодушевляло друзей. Жизнь знаменитого латышского партизана могла бы стать сценарием для приключенческого фильма. Гитлеровцы полностью завоевали Латвию уже к 8 июля 1941-го. Однако количество недовольных оккупационным режимом росло с каждым днем, поскольку нацисты поставили уничтожение людей на поток – не только евреев, но и представителей иных национальностей. Так, 2-4 января 1942-го захватчики полностью уничтожили население деревни Аудрини, имя которой, наряду с Хатынью, стало в те годы символом зверств гитлеровцев. Поэтому недостатка в желающих сражаться с нацистами не было. При этом, как рассказывает латвийский краевед Сергей Астахов, в антигитлеровское подполье в большом количестве вступали и этнические латыши. «Москва направляла в тыл немцев группы разведчиков

18 февраля исполнилось 75 лет со дня, когда в 1944 году в Риге агентами Гестапо был схвачен деятель антинацистского подполья Латвии Имант Судмалис. Судмалис успел стать настоящей легендой: его имя наводило страх на врагов и воодушевляло друзей. Жизнь знаменитого латышского партизана могла бы стать сценарием для приключенческого фильма.

Гитлеровцы полностью завоевали Латвию уже к 8 июля 1941-го. Однако количество недовольных оккупационным режимом росло с каждым днем, поскольку нацисты поставили уничтожение людей на поток – не только евреев, но и представителей иных национальностей. Так, 2-4 января 1942-го захватчики полностью уничтожили население деревни Аудрини, имя которой, наряду с Хатынью, стало в те годы символом зверств гитлеровцев. Поэтому недостатка в желающих сражаться с нацистами не было.

При этом, как рассказывает латвийский краевед Сергей Астахов, в антигитлеровское подполье в большом количестве вступали и этнические латыши. «Москва направляла в тыл немцев группы разведчиков и диверсантов, которые помогали подпольщикам в организации борьбы, держали связь с центром и старались координировать действия подпольных групп. К ним примкнули те, кто пострадал от нацистов или был шокирован их злодеяниями», – Астахов.

По его словам, изначально центрами сопротивления были крупные города, такие как Рига, Лиепая, Даугавпилс – там было проще затеряться. А риски для подпольщиков были велики: на оккупированных немцами территориях свирепствовали айнзацгруппы, занимавшиеся «умиротворением тыла».

-2

— Далеко ходить, по вечерам ходить не может, а по воскресеньям пусть на «географию» ходит.

Эти пять лет, проведенные в школе, влили живую кровь в мой марксизм, навсегда спаяли меня с рабочим классом.

1922 год.