Привет, комрады!
Я не пропал, как думали многие, просто сгонял в отпуск на месячишко (на дискаре, естественно) и по приезду обратно в Москву меня засосала череда событий, о которых я вам напишу в ближайшем времени.
Фотоконтента собралось на двадцать постов, но букв для них пока катастрофически не хватает:)
Долго думал как обозвать эту статью - было 2 варианта:
"Поездка в Европу на машине - намного проще и интересней, чем кажется"
или
"Почему я отдыхаю в Европе - я просто не настолько богат, чтобы отдыхать в России"
Краткая предыстория моего трипа в Европу в этом, 2019-м году:
Стояла середина мая и адская жара в Москве вперемешку с запахом плавящегося асфальта. Жена с нашими тремя пацанами (17 лет, 5 лет и 0.5 лет) мучались от безделья, тополиного пуха и прочих майских прелестей мегаполиса, решая эту проблему, пришли с ней к выводу, что нужно их отправить на природу, поближе к морю. После недолгих раздумий купил им 4 билета на самолет с серебристым крылом (за 23.000р на всех с багажом) и отправил их через пару дней в Черногорию.
Там я снял им на год двухэтажный пентхаус с тремя спальнями, кухней, двумя с/у и ванной и огромным (60м2) балконом (500€ в месяц - цена съёма двушки в Мытищах) в 200м от моря. Я сам остался в Москве, держала работа и важные дела. Они полетели на самолете с комплектом минимального количества вещей, с расчетом на то, что я приеду к ним на машине через месяц и привезу все остальное.
ПАНТЕРРА готова, шенгенская виза в паспорте действительна еще 2 года, машина загружена под завязку велосипедами, колясками, шмотками, кофемашиной, стационарным компьютером, кучей детских игрушек и доброй сотней килограмм камней для мозаики (супруга занимается).
Многие меня спрашивают "Почему ты не поехал на белом дискавери 3 с мотором 3.6?", отвечу сразу всем тут - ПАНТЕРРА останется в Черногории, на ней будет ездить там жена с детишками, а я вернусь потом в Москву на самолете работать и набегами посещать их уже на белом 3.6.
Они планируют пробыть в Черногории до ноября. После чего зимой раз в месяц на недельку прилетать сюда как на дачу, благо билеты не в сезон на четверых туда-обратно стоят в районе 10.000-15.000р. Детишкам полезно вырываться из Москвы, дышать свежим морским воздухом.
Опять же многие говорят про наши курорты - Крым, Сочи, Анапа и т.д. - почему не поехать туда? Ответ прост - я не настолько богат, чтобы отдыхать в России. Черногория, да и все другие страны Балкан обходятся реально дешевле российских курортов. Море - адриатика прохладная и кристально чистая по сравнению с Черным морем.
Кардинально другой уровень сервиса, любовь (настоящая) к туристам и особенное трогательное отношение к детишкам. Пройти мимо черногора с полугодовалым ребенком на руках невозможно, начинается концерт мимими-шности с возгласами "Малая Бейба! Утютютю!". Они очень любят детей, и сейчас там мой средний пятилетний сын спокойно гуляет на улице до 23 часов вечера с друзьями (можете представить такое у нас?).
Еще одна причина, почему езжу дикарями и на машине уже 8 лет в сторону "загнивающей" - мы терпеть не можем "тюлений" отдых на пляже с системами "all inclusive"
(это когда беготня в поисках пропитания в прошлом - теперь лохани с едой приносят сразу под нос, смешав остатки вчерашнего "шведского стола" со свежачком).
Брррр, если еще вспомнить способ доставки к местам отдыха по путевкам - чартер - это старенький Boeing, опыту и послужному списку которого позавидует даже фрилансер с пятидесятилетним стажем. Этот ветеран возил фанатов битлов на концерты ещё полного коллектива, потом во времена Рейгана был продан латиноамериканцам. Латиноамериканцы, покатавшись на нём десяток лет, продали его в Африку, которые, в свою очередь, добив самолёт до полного ахтунга, продали его в Россию. У нас самолёт немного подшаманивают, переделывают — добавляя кресел, — и пускают в работу в режиме 24 на 7.
Сложив все эти факторы, я думаю вопросов о том, почему отдыхаем именно так, на машине дикарями, возникнуть у комрада не должно. Помимо вышеописанного, есть еще пара факторов связанных именно с автопутешествием - при поездке на машине через все страны видишь жизнь местных аборигенов, видишь "настоящую страну", а не заточенные под туристов места и по приезда на место имеешь свой комфортный автомобиль вместо прокатного пежо-206 за 40€ в сутки.
"Вау, как это все дорого, как можно себе это все позволить?" - да на самом деле проще, чем вы думаете, главное дело подготовить нормально машину и сделать Шенгенские визы.
Старт на машине с кучей детских вещей, игрушек, коляской, сотней килограмм камней для мозаики любимой жены, компьютером, кофеваркой и т.д. - запланировал на утро 17 июня.
Подготовив автомобиль к автономной жизни от сервисов (как - я писал в предыдущих постах на Drive2), тщательно помыв для красивых фотографий дискаря в пути и загрузив с вечера все вещи в дорогу, я поставил будильник на 5.30 утра, чтобы проснуться и сразу стартануть.
Мой маршрут:
Москва - Беларусь - Варшава - Брно(Чехия) - Вена и Грац (Австрия) - Марибор (Словения) - Загреб (Хорватия) - Неум (Босния и Герцеговина) - Дубровник (Хорватия) - Херцег-Нови (Черногория).
Изначально планировал ехать как пойдет - не выматываться и не спешить, закладывая на это 3 дня. Хотя получилось доехать без напряга за 2.
День первый.
Проснувшись и приведя себя в порядок, спустился налегке к машине, финальная проверка жидкостей и подтеков, выехал.
Взяв хороший темп, в 6.00 проезжал МКАД по Киевскому шоссе.
Рассказами о поездке по России мимо Смоленска я думаю, никого не удивлю, поэтому эту часть я пропущу, сразу перенеся свое повествование к границе РФ-Беларусь. Комрад, обязательно, перед въездом в Беларусь сделай "зеленую карту" - ОСАГО для Беларуси и стран Евросоюза. Мне эта страховка на 5 месяцев обошлась 16500 рублей.
Штраф в районе 200 евро. Благо, палатки раскиданы перед границей в достаточном количестве на каждом углу.
Далее погранпереход в Беларусь просто свободно проезжаем на скорости 40 км/ч без остановок, не заинтересовав пограничников.
Останавливают для досмотра только грузовики и подозрительные автомобили, а так же автомобили стран, не входящих в таможенный союз.
Дорога через Беларусь до самого Бреста (где погранпереход в Польшу в г. Тересполь) хорошая, местами выбоины и ремонты, но практически по все своей длине с ограничением для легковых 120 км/ч.
ВНИМАНИЕ! Ехать, как все любят в России "лимит +19 км/ч" тут нельзя, ибо беларусские ГАИ-шники допускают только 120 + 9 км/ч. За 130 и далее - лютуют, назначают крупные штрафы и отправляют в беларусские суды.
Ставим круиз на 128 км/ч и идем на заднее сиденье пить чай и спать (шутка). Дорога прямая, проходит через поля, по начало мило, чисто и красиво, потом нападает скука от однообразия за окном.
Взяв хороший темп, к 12.30 я подьезжая к Минскому аэропорту, попадаю в глухую пробку. Все повылазили из машин и начали общение.
Из обрывков фраз пузатого беларуса из "Спринтера", я услышал что едет некий "усатый" с аэропорта, поэтому мы стоим.
Включив режим дедукции, я понял что речь идет о Лукашенко. Братья - беларусы "радовались" данному событию и обменивались мнениями и новостями. Было весело, некий местный стихийный форум. Оказывается среди водителей "бусиков" много неудавшихся политиков.
Далее, через добрых полчаса мы с Пантеррой вырвались из пробки и помчали дальше, окруженные точно таким же пейзажем в сторону границы.
Проскочив всю Беларусь по прямой, я добрался до погранперехода Брест(BY)-Тересполь(POL). Прям перед границей беларусы заботливо поставили заправку, заправляемся полным баком солярки "с горочкой" по 41р за литр, ибо дальше солярка сильно дороже (80-100р литр).
Переехав нейтральную зону через Варшавский мост над рекой Западный Буг (по этой реке идет граница Беларусь-Польша), мы оказались на польской стороне.
Польская граница была забита челноками с соляркой сигаретами и прочими радостями жизни, которые в Евросоюзе стоят сильно дороже, чем у нас, поэтому пришлось отстоять двухчасовую очередь даже в зеленый коридор.
Пани-пограничница позадавала мне несколько вопросов:
"сколько пан везет солярки?"
и
"сколько пан везет сигарет?",
кинув секундный беглый взгляд в багажник, полностью забитый вещами, поставила штамп о въезде в Евросоюз и открыла шлагбаум.
Каждый раз, проходя границу, вспоминаю анекдот про Петьку и Василия Ивановича "тут у меня карта и поперла!"
Дорога от границы до объездной Варшавы - примерно 200 километров двухполосной узкой дороги с широкими обочинами, куда перестраиваются медленноидущие транспортные средства чтобы пропустить нас, спешащих.
Тут можно посмотреть, как это было.
Поляки строят хорошую дорогу с 4 полосами до погранперехода, но из этих 200 по ней получится ехать километров 30. Границу проскочил в 18.00 по Москве, но так как там минус час, получается что по местному времени 17.00, и в запасе до того, как стемнеет еще часа четыре-пять. Решил ехать до Катовице, польского города почти у границы с Чехией.
После Варшавы начинаются отличные автобаны, сравнимые с немецкими, можно ехать "на всю катушку", насколько может твоя машина:
Вообще вся моя дорога была неким стресс-тестом для свежесобранного дискаря, попробовал его во всех режимах, он ни разу не подвел, все работало штатным образом.
В 22 часам по местному времени я въехал в Катовице.
Заскочив в местный Макдональдс, забронировал себе отель через Букинг (3200р), вбил адрес в навигатор и приехал к нему. Биг Мак такой же, как в России:)
Как оказалось у отеля нет своей парковки (в приложении Букинга забыл поставить галочку "парковка на территории отеля"), пришлось оставлять на уличной парковке.
За первый день я проехал 1540 километров, пересек самую долгую границу Беларусь-Польша, усталость была,, но не критичная. Одному конечно ехать быстрее, когда едешь с семьей, обычно ночуешь в первую ночь сразу за границей (это 1050 км от Москвы).
Укладываясь спать я думал о том, что самая скучная часть моего пути позади, завтра будет самое красивое и интересное, и возможно, если я не собью взятый ранее темп, вечером увижу свою семью! Эта мысль придавала сил.
День второй.
Польша, Катовице. 8.30 утра.
Проснувшись в отеле, приняв душ и позавтракав (завтрак был включен), я вышел на улицу с немного неспокойным чувством, что свой дискавери я на парковке не найду. Думалось о стремноватом районе и о моих вчерашних попытках уместить русский номерной знак в польский паркомат, и о злостных эвакуаторщиках. Повернув за угол отеля, я увидел свой автомобиль и на душе сразу отлегло.
Перед запуском двигателя я включил зажигание и проверил уровень масла электронным щупом (обычного на 3.0 дизеле нет). Масло в норме, можно дальше пожирать километры автострад.
Выскочил из города и взял курс на Чехию.
На выезде из княжества Польского везде были заботливо раскиданы палатки, продающие "Виньетки" (Vignette) - специальные наклейки для автобанов Чехии, Австрии и Словении. Эти виньетки свидетельствуют об оплате вами пользования дорогами этих стран. Обычно их можно купить на минимальный срок 7-10 дней по цене в районе 10€ за каждую.
На каждой виньетке с обратной стороны можно увидеть, в какое место лобового стекла их нужно клеить.
Обклеившись виньетками, я покинул страну, подарившую нам Коперника, Циолковского, Врубеля, Лема, известного гуманиста Влада "Дракулу" Цепеша, Сапковского с его Ведьмаком "Гервантом из Рыбии" и команду CD Project RED.
Чехия 10.30 утра.
Страна шкод, оружия, советских троллейбусов, трамваев, "Татры" и так близких нам, православных мотоциклов "Ява".
"Мы в Чехии, стране лучшего в мире пива, нужно купить несколько ящиков бутылочек, в отпуске попить настоящего чешского пива" - подумалось мне и я заехал в удачно попавшийся на пути супермаркет "LIDL".
Долго пытался найти что-то знакомое из марок пива по рекламе в российском телевидении, но меня ждало фиаско. На ломаной смеси английского и русского, от местных жителей я узнал, что они никогда не слышали о марках пива "Žatecký Gus", "Staropramen" и "Krušovice".
Из знакомого по России я увидел только "Козла", но взял по паре бутылочек каждого вида. Получилось около 20 бутылок.
Вообще, чехи очень трепетно относятся к своим традициям пивоварения, и в каждом регионе страны присутствует элемент безграничной любви к марке пива, выпускаемой именно в этом крае. На эту тему даже есть чешский анекдот:
Собрались как-то жители Плзни, Брна и Остравы в ресторане. Брнянец заказывает: «Я буду Старобрно!». Остравак говорит: «А мне бокальчик Остравара». Плзнянец же неожиданно: «Принесите мне, пожалуйста, чашку кофе». Все удивляются, мол, чего это ты? А тот им: «Ну, раз вы не хотите пиво пить, то и я не буду»…
Так же в "Лидле" меня порадовали некоторые надписи на чешском, которые для нас звучат ровно противоположно:
Čerstvé Potraviny - свежие продукты.
Okurky - огурцы
Ovoce - (не овощи), а фрукты.
Выехав из супермаркета, я двинул дальше по автобану в сторону Австрии, по маршруту через Чехию: Острава-Оломоуц-Брно-Микулов.
Через несколько километров со мной поровнялся "бусик" полицаев, которые жестом показали мне остановиться на заправке. Остановились, я вышел к ним, на мое "хеллоу" они мне отвечают на чистом русском "Здравствуйте, ваши документы?". Сказывается советское наследие Чехословакии. Далее, узнав что в Чехии я не ночевал и следовательно не пил, они немного расстроившись и пожелав мне счастливого пути, удалились восвояси. На их VW Transporter сзади были какие-то надписи и объявления, одно из которых особенно доставило - POZOR, POLICIE VARUJE, означающая, как потом сказал Гугол, "внимание, полиция предупреждает".
Еще по дороге я вспомнил о чешских мультфильмах, которые любил смотреть в детстве - "Кржемилек и Вохомурка" и "Krtek" ("Кротик") - самый известный чешский мульсериал, по популярности у нас сравним с "Ну погоди!", придуманный Зденеком Миллером в 1957-м году по просьбе руководства соцлагеря о производстве одежды.
Миллер с 1954-го года искал образ зверушки для более легкого восприятия сюжета детьми, но все образы живности уже были разобраны коварным Диснеем. Однажды, по пути домой, Миллер споткнулся о кротовью норку, образ главгероя сразу родился у него в голове и он приступил к созданию мультфильма "Кротик", где главгерой демонстрировал детям, как нужно ударно трудиться обгоняя пятилетку и помогать окружающим, причем в этом мультфильме все общались нечленораздельными звуками и смехом, записанном (sic!) со смеха детей Миллера.
Чехию далее прошли без приключений, вся дорога с остановками заняла около 2.5 часов.
Что особенно развлекло на выезде из страны - на границе с Австрией в городе Микулов огромное количество кабарэ, стрип-клубов, казино и прочих прелестей для робота Бендера из "Футурамы". Чехи приветливо ждут богатых австрийцев с их деньгами, у которых в стране все эти заведения запрещены.
Австрия. 13.00.
Вьезд в страну-родину Шварценеггера (который, как известно, все же круче, чем Сталлоне и Ван Дамм) со стороны Чехии из города Микулов в город Дразенхоффен (Австрия) представляет собой ну очень уж узенькую, но что греха таить, живописную улочку, по которой идет огромный трафик между этими странами.
Вообще, комрад, Австрия безумно красивая страна, тут можно увидеть мирно пасущихся пятнистых оленей, которые выглядят в точности, как "Бемби", множество горных рек, водопадов и конечно же, гор и лесов.
Даже австрийский гимн называется «Land der Berge, Land am Strome
(Край гор и вод, страна потоков)»
С недавнего времени, я думаю, ее можно так же называть "страной ветряков", потому что везде, куда ты не посмотришь, увидишь хоть да один, но ветряк.
Маршрут лежал через Вильферсдорф-Вену-Хартберг-Грац-Лайбниц в сторону Марибора (автозамена пыталась несколько раз исправить Марибор на Марьино, в сторону которого я ехать очень не хотел).
Через 30 километров начался нормальный автобан и дискарь смог наконец размять мускулы своего надежнейшего коленвала и дальше гнать в сторону моря, солнца и семьи.
Глядя на попадавшиеся автомобили с бензиновыми двигателями с обьемом более 5л в стране, где литр бензина стоит 120 рублей, становилось понятно, почему чехи так ждут австрийцев в казино.
Ну думаю, этой солярки хватит почти до конца Хорватии, думаю, как же тот тип на додже рэме тут ездит с такими ценами. Думаю, думаю и угадайте, что я вижу?
Вообщем, проблем с финансами у австрийцев нет, это особенно видно, когда ты от них слышишь, что с выходом на пенсию они только начинают жить. И слышишь это от 80-летних деда и бабки, которых ты повстречал где-нибудь в Хорватии и они были на двух новых Харлеях...
С мыслями о "где же мы повернули не туда" и вспоминая наших пенсионеров, я проскочил Австрию за 3 часа, я въехал в Словению, самую богатую и европизированную страну бывшей Югославии.
Словения. 16.00
Самая маленькая страна ЕС на моем пути. Весь отрезок- 65 километров, которые я проскочил за полчаса, успев купить словенскую виньетку. У нее тоже свои места наклеивания. Цена около 6€.
Евросоюз закончился, Словения была последней страной шенгена на моем пути, на въезде в Хорватию полноценная граница с таможенниками и т.п.
Хорватия, 16.30.
До точки назначения оставалось чуть более 700 километров (из них 550 км по идеальному автобану, сколько можем, столько жарим).
Маршрут: Загреб-Задар-Шибеник-Сплит-Неум-Дубровник.
Основная мысль, крутившаяся у меня в голове на тот момент - (до темноты еще около 5 часов, ехать 700 км, из которых последние 150 - узкая двухполоска с серпантинами через сплошную линию курортных городов с запрещёнными обгонами почти всегда) - едем дальше, ближе к делу разберемся, или заночую, или посмотрев по состоянию усталости, рвану по ночи до Черногории. Именно для такой свободы выбора и передвижения я никогда не регаю брони отеля заранее. Я свободен и никому ничего не должен по пути - не это ли кайф и свобода, зачем загонять себя в рамки резерваций букинга?
С Хорватией у меня связана смешная история: в позапрошлую мою поездку в Черногорию в 2016-м, мы с семьей заночевали по дороге в большом (по меркам Балкан) курортном городе Сплит. Нагулявшись и переневав,с утра мы, выезжая с территории отеля, заметили рекламный билборд некоего крутого магазина со шмотками (судя по картинкам на билборде). Так как во мне роста 196 см, у меня есть проблема найти шмотки нужного размера и обычно приходиться покупать то, что подходит, а не выбирать красивую вещь.
Хорваты и черногоры считаются одними из самых высоких наций в мире. И я со своими почти двумя метрами могу смешаться с толпой у них, хотя обычно я торчу над людьми на 20-30см.
Благо на рекламе был адрес и мы смогли его легко найти. Магазин назывался "THOR STEINAR', шмотки в стилистике викингов и т.д. Почти дюбая вещь есть моего размера! Как же я радовался, набрал несколько футболок и крутую толстовку с карюшоном. Так это все было предисловие...
Вернувшись в Москву, я безвылазно ходил в этой толстовке (да и сейчас продолжаю). Как-то раз занесло меня в магазин мото-атрибутики, хотел купить сумки-кофры на свой Каву Вулкан. Стою, выбираю. Тут меня окружают три огромных бородатых тела с ирокезами на головах, куртках-бомберах, гриндерах и начинают что-то вещать на своем эльфийском. По смыслу разговора я понял, что они вопрошают меня, из "наших" ли я.
Поинтересовавшись у них, с чего это они вообще это взяли, они начали показывать мне на шильдики и эмблемы на моей одежде и говорить - Ну это же Тор Стейнар, это какая-то там почитаемая тема у скинхедов. Я открещивался как мог, вроде отвязались. Потом начал гуглить и понял, что в Хорватии сильно распространены националистические движения.
Дорога вела меня дальше, к пол-восьмого я приближался к городу Задар, автобан свернул в сторону побережья и мне предстала прекрасная картина:
На подлёте к Шибенику в 20.00 я остановился передохнуть и размять кости на смотровой площадке с видом на Канал Лука - природный заповедник, переходящий севернее в Национальный парк Крка - более красивого места в своей жизни я еще не видел, неоднократно посещал его в прошлые поездки. Водопады, горы, озера, горные речушки - все есть там.
Правее был виден живописный Шибенский мост:
До пункта назначения - Херцег Нови оставалось 330 км, половина из которых тяжелый серпантин...
К съезду с автобана я подьехал к 22 часам - оставалось 150 километров (навигатор говорил - 3 часа 20 мин), взвесив за и против, решил пробовать ехать дальше.
Если захочется спать - остановлюсь в отеле, благо их теперь миллионы по пути.
Последний отрезок пути пролегал через границу с Боснией и Герцеговиной - они смогли отвоевать у хорватов себе маленкий, 8 километровый кусочек выхода к морю. Снова границы с досмотром документов и штампами печатей: Хорватия-Босния, снова Босния-Хорватия.
Последние 100 километров пролегали через земли Трстено и Дубровника - тут снимали многие эпизоды Игры Престолов. В заповеднике-дендрарии Трстено снималась часть сериала, где "Королева шипов" Оленна Тирелл сидела в замке Хайгардена, а Дубровник - это ничто иное, как Королевская Гавань, где сидело в основном, семейство Ланнистеров и платило свои долги. О поездке по тем местам напишу позже.
От Дубровника до границы в Черногорию домчал минут за сорок, и в полночь был уже в Херцег Нови.
Кстати, небольшой лайфхак для автопутешественников - летом и осенью открывается дополнительная граница Хорватия-Черногория через горный перевал. Там обычно машин в разы меньше, чем на основной границе. Чтобы на нее попасть, нужно после аэропорта Дубровник в Чилипи, проехать в сторону границы около 10 километров, и после города Груда уйти в сторону моря. В навигаторе можно забить название приграничной деревни Vitaljina, после нее до границы по прямой рукой подать...
Всем бобра!
Ваш berZZ