Новые достижения политкорректности. Студия Disney в фильме по сказке Гофмана “Щелкунчик” сделала его афроамериканцем. У Гофмана Щелкунчик был коренным баварцам, но теперь в американском кино он - темнокожий.
В общем, политкорректность торжествует - а у истоков этого движения, если вспомнить, стоял еще Шекспир. У него можно найти немало уважительных слов о темнокожих, в разных его пьесах они играют положительные героев и занимают важные должности. В общем, такие же люди как все, а темный цвет кожи – так это они просто сильно загорелые.
Как напоминал журнал “Сноб”, была такая популярная теория, и мы находим ее у того же Шекспира. В комедии “Венецианский купец” приезжий принц Марокканский пытается произвести благоприятное впечатление на местную красавицу Порцию – и говорит, что не надо пугаться его непривычного вида:
Не презирай меня за черноту;
Ливреей темной я обязан солнцу;
Я с ним сосед, я вскормлен рядом с ним.
Версия о загорелых африканцах родилась еще в Древней Греции. Слово “эфиоп” (айтиопс), возникло из двух смысловых корней и обозначало человека, лицо которого опалено жаром. В трудах греческих авторов эфиопы изображались как люди совершенные и благочестивые, живущие на краю света, там где садится солнце.
Но все это было забыто в средние века. И представители церкви, и ученые делали заявления, что африканцы – это совсем не то, что европейцы. Например, известный швейцарский алхимик, врач, и философ Парацельс в XVI веке утверждал, что темнокожие не могли произойти от Адама – и они, "может быть, не имеют души".
Примерно тогда же известный французский проповедник Исаак де ла Перейра опубликовал свой труд "Preadamitae". В нем он первым сформулировал теорию преадамитов. Ссылаясь на Библию, Перейра утверждал, что Адам и Ева были родоначальниками только белых людей - а темнокожие имели иное, более низкое происхождение, и были созданы Богом отдельно, еще до Адама.
На основе таких теорий европейцы, осваивая Америку, относились к темнокожим как к низшей расе: уничтожали и обращали в рабство местных индейцев, привозили рабов из Африки.
Лишь в 1537 году католическая церковь объявила: “Индейцы и все другие народы в случае, если они будут открыты в будущем христианами, не могут быть лишены своей свободы и собственности”. И Ватикан вынес вердикт, что темнокожих следует признавать такими же людьми, как и прочие - и способными к восприятию христианского учения.
Но теперь все это уже осталось далеко в прошлом. Маятник качнулся в другую сторону: политкорректность берет все новые высоты.
Появляются все более приятные названия для описания представителей небелого населения - и выявилось много тонкостей, в которых легко запутаться. Но подробнее об этом завтра, в продолжении истории о чудесах расовой политкорректности.