Как на протяжении 90 лет менялся журнал "Знание-сила"

Окончание гражданской войны, ошеломляющие научные мировые открытия, развитие кино, радио, культуры и все возрастающая индустриализация страны – металлический скрежет станков, моторы автомобилей, аплодисменты на международных выставках и конгрессах, шипение радиоприемников – так «звучали» 20-е годы в СССР.

Техническая и научная революция требовала от страны увеличения количества грамотных специалистов: открывались профессиональные училища, курсы, ВУЗы. Под особый прицел попало будущее поколение, ведь именно ему предстояло возвести науку и технику страны на новый уровень. В январе 1926 года появляется новый журнал – «Знание-Сила», который должен был простым и интересным языком рассказывать о разных научных направлениях юношеству. Рождение нового издания приветствовал Владимир Маяковский. Он посвятил выходу первого номера рекламное стихотворение «Что делать?», которое заканчивалось строками:

...чтоб твоя голова не стала дурна,

чтоб мозг ерундой не заносило

подписывайся и читай журнал «Знание -- сила».

Изначально «Знание-сила» был направлен на естественнонаучное, техническое просвещение школьников и изучение природы. Спустя два года концепцию пересмотрели: из журнала вышло еще одно самостоятельное издание о живой природе и биологии – «Юный натуралист».

Обложки "Знание-сила" за 1926, 1927, 1928, 1930 и 1931 года и "Юный натуралист" за 1931 год
Обложки "Знание-сила" за 1926, 1927, 1928, 1930 и 1931 года и "Юный натуралист" за 1931 год

В первые десятилетия для издания писали крупные учёные с мировым именем: основоположник гелиобиологии Александр Чижевский, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский, основатель научной школы, лауреат Нобелевской премии по физике Лев Ландау.

 Окончание гражданской войны, ошеломляющие научные мировые открытия, развитие кино, радио, культуры и все возрастающая индустриализация страны – металлический скрежет станков, моторы автомобилей,...-2

Незадолго до начала Великой Отечественной практически все темы, выходившие в номерах, были связаны с практическими знаниями по военному делу и технике. Последний довоенный журнал вышел 13 июня 1941 года.

Обложки от 1938 и 1941 годов.
Обложки от 1938 и 1941 годов.

После войны журнал кардинально изменился. Он «повзрослел»: тексты стали сложнее и были рассчитаны уже не на школьников, а на молодежь. Акцент с практических руководств сместился в область теоретических знаний. Появились новые разделы: новости науки и рассказы, «Наука и спорт», «Шахматы», «Наука и фантастика». Среди авторов известные учёные: палеоботаник Сергей Мейен, историк, литературовед Натан Эйдельман, археолог Виктор Сарианиди, философ Георгий Щедровицкий, биолог и генетик Раиса Берг, социолог Юрий Левада и другие.

Что еще важнее, меняется не только материал, но и сама подача. Если раньше журнал больше походил на учебник, то сейчас интонация становится более дружеской, появляются шуточные карикатуры и иллюстрации с антропоморфными фигурками, которые «показывают» и «объясняют» различные процессы.

 Окончание гражданской войны, ошеломляющие научные мировые открытия, развитие кино, радио, культуры и все возрастающая индустриализация страны – металлический скрежет станков, моторы автомобилей,...-4

Новый виток превращений журнала начинается в 1962 году – всё больше на страницы проникают гуманитарные науки: история, археология, социология, философия. Издание становится плацдармом для молодой интеллигенции, полем для выражения мыслей и идей.

Сильный акцент делается на научно-фантастическую литературу. В номерах публикуются произведения советских и иностранных писателей-фантастов: Александра Беляева, Кира Булычёва, Григория Адамова, Станислава Лема, Рея Брэдбери.

Интересен и состав художников, трудившихся над журналом в то время. Среди иллюстраторов научно-популярных статей замечены Эрик Булатов, Борис Кыштымов, Дмитрий Лион, Илья Кабаков. Борис Алимов. Фантастику удачно иллюстрируют Борис Алимов, Борис Жутовский, Анатолий Брусиловский, Николай Калинин, Рубен Варшамов, Николай Попов, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный.

Борис Жутовский спустя много лет рассказывал, что фантастика, как и научно-популярная литература была в те годы наиболее далека от власти, от ее пристального взгляда. Поэтому для художников-нонконформистов, которых при этом не брали больше никуда, иллюстрации в журналах были отдушиной, к тому же за них ещё и платили.

Зарождающийся бунтарский дух свободы нашёл отражение в обложках журнала, и благодаря яркому дизайну издание даже внешне сильно. 60-80-е года один из наиболее ярких периодов для журнала, тираж издание в этот период доходил до 700 тыс.

Обложки «Знание-сила» за 1960, 1965, 1967, 1968, 1970 и 1975 года.
Обложки «Знание-сила» за 1960, 1965, 1967, 1968, 1970 и 1975 года.

В конце 80х «Знание» ещё больше ушло в сторону гуманитарных наук, в номерах можно было встретить острые политизированные темы, больше внимания уделялось теме человека, его роли и значении в обществе.Во времена кризиса 90-х журнал шёл на различные ухищрения, чтобы продолжать радовать читателей качественными статьями и рассказами. Например, чтобы сократить расходы, редакция выпускала сдвоенные и даже строенные номера.

Обложки «Знание-сила» за 1989, 1990, 1992, 1995 и 1998 года.
Обложки «Знание-сила» за 1989, 1990, 1992, 1995 и 1998 года.

Сегодня журнал продолжает соблюдать традиции, начатые в 60-80-х годах. Междисциплинарность, тесная связь между разными областями науки и мысли переплетаются на страницах издания, приглашая в таинственный мир науки и техники. В журнале доступным и интересным языком обсуждаются вопросы современного образования, медицины, загадки истории, тенденции развития авиастроения, современные разработки в области промышленного дизайна и инженерного проектирования, проблемы экологии, астрономические открытия и многое другое.

«Знание-сила» – проводник с историей в мир инноваций, науки и техники!

Обложки «Знание-сила» за 2002, 2003, 2008, 2013, 2017 и 2019 года.
Обложки «Знание-сила» за 2002, 2003, 2008, 2013, 2017 и 2019 года.