Найти в Дзене
Интересно? Факт!

Вынужденный рекорд Боинга-314 (Финал)

Оглавление

Тринкомали (Цейлон). До Нью-Йорка 21 755 километров.

Британцы вели себя очень странно по мнению капитана. С одной стороны, они оказали очень радушный прием всей команде. С другой, просто отказывались верить, что гражданские смогли корректно идентифицировать подводную лодку. Хорошо хоть не возникло, таких проблем как в Австралии, так как голландцы, сумели передать сообщение прибытие борта.

Спустя какое-то время Форд оставил попытки преодолеть имперское упрямство. Его команда была накормлена и расквартирована, а самолет заправлен. Правда самому капитану не дали отдохнуть. Британцы настояли на том, что Форд просто обязан присутствовать на званом ужине. Тот согласился, но взял с собой Рода Брауна в поддержку.

Как оказалось, прием был организован губернатором Цейлона сэром Эндрю Колдекоттоном, который очень хотел познакомиться с героическим экипажем. Однако по долгу службы он не смог присутствовать, и капитан общался с женой губернатора, и их сыном. Они были очарованы рассказами Форда, о приключениях, которые случились по дороге сюда.

На следующий день они вновь отправились в путь. Взлет прошел по плану. Вскоре, однако, стук в двигателях возобновился. Бортинженер надеялся, что ситуацию исправит заправка 100-октановым, но в баках по-прежнему оставался 90й, и похоже, им все равно придется тщательно сбалансировать настройки пока баки полностью не отчистятся.

Через полчаса они уже были на курсе в Карачи (Индия), и грохот утих. Форд как раз собирался вылезти из кресла пилота, когда внезапно сильный взрыв встряхнул самолет, который сильно накренился влево и выбросил Форда из своего кресла. Все бросились в работу. Инженер доложил о потере мощности в шестом двигателе. После визуального осмотра через наблюдательный купол, стало понятно, что двигатель потерян.

Пришлось поворачивать обратно на остров.

Рождество на Цейлоне. До Нью-Йорка все еще 21 755 километров.

"Калифорнийский Клиппер" благополучно вернулся в Тринкомали. С помощью Королевских ВВС экипажу удалось разобрать и починить сломанный двигатель Калифорнийского клипера почти за рекордное время. Теперь они были готовы возобновить свой полет утром, а тем временем Королевские ВВС настояли на том, чтобы экипаж гидроплана отпраздновал Рождество вместе с ними. Все согласились, команда нуждалась в небольшой передышке.

-2

Бахрейн. 17 745 километров до Нью-Йорка

После проблем с двигателем перелет в Бахрейн через Карачи был относительно легким. "Относительно" было ключевым словом. Через два дня они уже заходили на посадку в гавани Британской авиабазы Бахрейна.

По прибытию выяснилось, что запасы авиационного топлива на базе подходили к нулю, за то 90го было хоть залейся. Капитан начал долгий разговор с борттехником и главным инженером. Нужно было принять решение, будут ли они второй раз пытаться пройти на смеси 90го и 100го.

В итоге, они пришли к мнению, что выбора особо нет и раз у них получилось это в прошлый раз, почему бы попробовать еще. На следующее утро "Калифорнийский Клиппер" снова поднялся в воздух.

Новогодняя ночь 1941го. Хартум (Судан). До Нью-Йорка 15 525 километров

Перелет прошел на удивление спокойно. Садились прямо в черте города на реку Нил, недалеко от Британской военной базы. Королевские ВВС сделали все возможное, чтобы помочь экипажу "Клиппера". Они снабдили "Боинг" не только 100-октановым топливом, но и летными картами до самого Леопольдвилля. Штурман Род Браун был в восторге-импровизированная смесь атласов и карт, которой он пользовался с самого Окленда, была уже не нужна, по крайней мере в этой части путешествия.

Дальше они планировали попасть на базу "Пан-Ам" в Конго. Технику осадки на реку они считай уже отработали, и вопреки ожиданиям, в ней не было ничего сложного. Однако Леопольдвилль находился в 1800 милях от Хартума, а это означало, что придется взять с собой больше топлива. Дополнительный вес удлинял расстояние необходимое для взлета, что превышало допустимые нормы в проливе.

-3

Пришлось искать прямой канал длинной более 5 километров вниз по течению. На утро 1го января 1942 года "Клиппер" мчался на взлет. Все прошло как по учебнику, однако сразу после взлета снаружи раздался стук, будто кто-то стучал молотком. Осмотр показал, что оторвалась выхлопная труба первого двигателя, но на показатели это никак не повлияло, и команда решила лететь дальше.

Леопольдвиль. 12 606 километров до Нью-Йорка.

Перелет до базы "Пан-Ам" прошел шумно, но довольно спокойно, как и посадка на реку Конго. После этого начался обстоятельный ремонт самолета. Ведь впереди был самый длинный перелет через Атлантику в Натал (Бразилия). Вся сложность состояла в том, что длина маршрута составляла 5 600 км, а практическая дальность полета "Боинг-314" равнялась 5 794 км. Запас крайне малый, учитывая, что возможности для остановок в пути не было.

Это была не единственная трудность "Клиппера". Для такого перегона им вновь потребовался запас топлива и нужно было взлетать с перегрузом. Однако в отличие от Хартума, они не смогли найти поблизости такого участка. Уйти дальше вниз по реке тоже не представлялось возможным, так как на этом участке было полно порогов и водопадов.

Самый прямой участок был длиной около 5 километров, а за ним начинались водопады и ущелья Конго. Этого расстояния должно было хватить, но впритык. Пространство для разбега было значительно меньше, чем в прошлый раз, а вот вес больше, так как пришлось увеличить запас топлива. По расчетам штурмана их могла выручить скорость течения, на реке она была около 6 узлов.

На следующее утро все было готово к старту - баки залиты под пробку, а в грузовом отсеке были припасы и запасное топливо. "Боинг" начал разгон вниз по реке. Двигатели работали на пределе, но перегруженный гидроплан отказывался отрываться от воды. До обрыва оставалось всего ничего, когда капитан Форд сумел оторвать самолет буквально на метр, что позволило проскочить камни, но за тем "Клиппер" нырнул вдоль водопада вниз.

-4

Там начиналось ущелье, которое почти сразу делало поворот. Капитан попытался сделать вираж, но управление не случалось. Самолет не маневрировал вправо-влево. Виной стали переполненные баки в крыльях, которые из-за нагрузки начали их изгибать. Оставались считанные секунды до удара, когда капитан завалил "Боинг" на бок, и словно истребитель прошел вдоль стены. К слову сказать, такого подобной модели еще не проделывали, Форд не был уверен, что самолет вообще способен на подобный маневр. "Клиппер" набрал высоту и вырвавшись из ущелья встал на западный курс.

Натал, Бразилия. 7 000 километров до Нью-Йорка.

Калифорнийский Клипер приземлился в речном порту города Натал спустя 23 часа и 35 минут. Это был новый мировой рекорд для Boeing-314.

Когда экипаж высадился, менеджер Панамериканской станции вручил им всем холодное пиво. Экипаж немного отдохнул, а потом взялся за подготовку к полету. В том числе, они вернули все опознавательные знаки. Дом был уже очень близко.

США, Восточное побережье

Оставшаяся часть маршрута прошла как по маслу. Рано утром 6 января 1942 года в 5 часов 54 минуты на подлете к терминалу Ла Гвардия, "Калифорнийский Клиппер" вышел на связь, впервые с самого Окленда:

ВЫШКА ЛА ГУАРДИЯ. ЭТО ПАНАМЕРИКАНСКИЙ КЛИПЕР NC18602, ПРИБЫВАЮЩИЙ ИЗ ОКЛЕНДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. ЧЕРЕЗ СЕМЬ МИНУТ ПРИБУДЕМ В ПАНАМЕРИКАНСКИЙ МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ LAGUARDIA. КОНЕЦ СВЯЗИ.

По свидетельствам очевидцев, дежурный радист выронил кружку с кофе, и та разлетелась вдребезги.

-5

Вот так, спустя 36 дней, закончился рекордный рейс самолета "Калифорния Клиппер" компании "Пан-Американ".

Пышной праздничной встречи не случилось, так как все связанное с этим полетом было засекречено на время военных действий. Однако компания "Пан-Американ" щедро вознаградила своих пилотов, самолет тоже получил награду, его название сменилось на "Тихоокеанский Клиппер".

Капитан "California Clipper" Роберт Форд
Капитан "California Clipper" Роберт Форд

В течение следующих нескольких лет Форд и его команда работали в разных экипажах. Грустной иронией стало то, что рекорд "Боинг-314" положил начало конца золотого века гидропланом. Уже в 1946 году они были сняты с рейсов, так как вышла новая модель самолета, которая разрабатывалась с учетом всех недочетов выявленных за этот непростой рейс и конечно же одним из них была возможность приземляться на землю.

Мы очень рады, что есть те, кто дочитал эту большую историю до конца. Согласитесь, оно того стоило.

Ставьте 👍, если узнали что-то новое, нам будет приятно. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи.

"Ссылки на первую и вторую часть."