9 подписчиков

Библиотерапия — новый формат воздействия на мозговую активность или Все новое — это хорошо забытое старое…

Библиотека «Маяк» (Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 92, корп. 1)
Библиотека «Маяк» (Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 92, корп. 1)

А знаете ли вы, что при чтении задействованы механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга?

Как это было выяснено? При помощи аппарата МРТ. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд», текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Причем испытуемых просили прочитать текст двумя способами — первым — ради удовольствия, вторым — включая критическую составляющую.

Выяснилось, что при чтении кровь доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию. Таким образом, ученые доказали, что во время чтения включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Когда вы читаете, то первой активизируется первичная зрительная кора. Фактически она пытается зафиксировать слово, сделать с него слепок, отправляя его в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике.

«Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др.).

Библиотека «Маяк» (Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 92, корп. 1)
Библиотека «Маяк» (Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 92, корп. 1)

Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

Стоит отметить, что при развитии интернет-технологий, современный человек стал хуже запоминать любую прочитанную им с экрана компьютера информацию в силу того, что подсознательно реципиента знает, что всегда может вернуться к статье или материалу, снижается ценность полученных знаний и процесс запоминания происходит фрагментарно, чего нельзя сказать, когда читаются книги в их старом и добром формате.

Самая большая активность мозга фиксируется у молодых людей в студенческие годы при подготовке к экзаменам, при этом, огромное количество материала изучалось именно в библиотеках, выписывались нужные отрывки из статей или научных работ, велись конспекты, это самое продуктивное время для создания новых нейронных связей. Сейчас работа с текстами происходит иначе — по принципу Copy-Paste, естественно, что просто фиксируя нужные отрывки из чужих рефератов и статей в интернете, не только снижается способность к запоминанию, но и притупляется аналитическое восприятие информации, умение делать выводы и прогнозы.

Современные пространства библиотек позволяют полностью погрузиться в учебу, исключая все факторы раздражителей, которые могли бы помешать ученику или студенту дома. При этом под рукой у вас окажется огромное количество литературы, которая зачастую, либо не представлена в интернете, либо стоит денег.

«У многих слово «библиотека» ассоциируется с пыльными полками и старыми книгами. Но время не стоит на месте и новые форматы делают библиотечные пространства современными, удобными и креативными зонами не только для чтения, но и для воркшопов, лекций, тренингов и квизов», — рассказывает Ирина Васильевна Золотова, директор СПб ГБУК «ЦБС Красносельского района».

Центральная районная библиотека Красносельского района (Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 155)
Центральная районная библиотека Красносельского района (Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 155)

В распоряжении читателей теперь не только строгий библиотекарь, который просит тишины, но и WiFi, удобные кресла, компьютеры, столики, кофе, а в некоторых особо продвинутых пространствах еще и 3D принтер. Бесплатный рай. Здесь комфортно мыслить и приятно находиться. И можно даже работать. И вам будут рады.

Психологи считают, что постоянное пребывание дома не дает возможность вашему организму отдохнуть, несмотря на то, что вы можете ничем серьезным не заниматься или, например, просто играть в компьютерные игры.

Смена обстановки так же важна, как и свежий воздух для легких. Когда вы определяете особое место для особого занятия, вы становитесь более продуктивным, очерчивая для себя ряд задач и условий, которые должны выполнить. Чтобы выполнить такие условия дома, одной самоорганизации недостаточно, нужна еще персональная дисциплина, которая не позволит рассеять внимание или отвлечься.

Библиотечно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТ» (Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д. 68, корп. 1)
Библиотечно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТ» (Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д. 68, корп. 1)

Помните, что чтение изменяет структуру мозга и увеличивает объем белого вещества, которое обеспечивает взаимосвязь между различными участками нервной системы. Оно позволяет координировать всю работу нашего организма.

Библиотерапия — это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта, а когда он еще совпадает с комфортом внешним, то совершенно точно, вы становитесь путешественником, который находит не только новое и интересное для себя место, но и открывает новые книги.

Мария Гуляко