Взаимодействие и разделение функций религии и государства имеют давние исторические корни.
У религии есть существенный ресурс психологического воздействия на разум людей, но и государство, в виде руководства страны, тоже заинтересованно в использовании такого фактора.
Немного истории.
Считается, что впервые на законодательной основе, это стало использоваться в конце 18 века в США. В Конституции США, принятой 15 декабря 1791 года есть первая поправка, которая провозглашает отделение церкви от государства.
Во Франции, в 1905 году был принят закон об отделении церквей от государства, но он впоследствии привел к конфликту с Католической церковью.
Этот закон был взят на вооружение Советской властью. Сначала он был принят Декретом от 23 января 1918 года, а затем и закреплен в последующих Конституциях. В современной РФ, это статья 14.
Особенности такого законодательства.
Декларируется взаимное невмешательство в дела друг друга. Однако существует и взаимодействие в некоторых аспектах.
Не исключается контроль, за деятельностью и правовое регулирование религиозных организаций.
Сегодня в западных странах не подвергаются дискриминации различные религиозные меньшинства, в том числе и секты.
У нас же кроме Конституции существует также неоднозначный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997.
Несовершенства этого Закона выявляются в возможности разного толкования его статей. В нем «рекомендовано не предоставлять, «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект, вплоть до их ликвидации».
Либеральная общественность считает этот закон дискриминационным.
Но ведь Закон должен осуществлять защиту всех религиозных объединений разных конфессий, но только действующих официально в России и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте.
Ведь не секрет, что есть так называемые «тоталитарные» секты, которые прибегают к психическому воздействию на адептов и заставляющие вступать в эти объединения, с запретом выхода из них.
Есть еще один небезынтересный раздел в этом Законе.
Передача в собственность Церкви культовых зданий и сооружений, имеющих историческую ценность и земельных участков. Это осуществляется безвозмездно, но одновременно накладываются обязанности по их функциональному использованию, то есть только для религиозных нужд.
Контроль, за исполнением законодательства возложен на органы юстиции и налоговую службу.
Суть отношений государства и церкви.
Наш русский философ И.А. Ильин (1883-1954) по этому поводу высказал следующую мысль: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны...».
В нашей стране, в последнее время, влияние РПЦ на жизнь общества увеличилось. Официальное этому объяснение, что это необходимо для духовно-нравственного воспитания людей. Хотя на примере РПЦ, это массовое издание литературы с религиозной направленностью и использование телевидения.
РПЦ уже старается присвоить себе полномочия в области воспитания и образования подрастающего поколения.
Да и высказывания отдельных священнослужителей порой просто неадекватны.
На этом я сегодня закончу.
Всего доброго!