После публикации предыдущей статьи Я переживал о том, что, возможно, Я слишком рвано выстроил повествование того текста. Словно Я заикнулся о важном, при этом так и не высказался об этом должным образом. Данная статья не станет претендовать на статус отдельного числа в моем повествовании, поэтому воспринимайте её как продолжение предыдущей. Почему 1.8? Потому что 8 это перевернутая бесконечность, а о начале работы педагога-психолога можно говорить бесконечно. Кроме того, размышляя о своих опасениях относительно предыдущей заметки, Я пришел к мысли о том, что моя запутанность в том, что Я хочу рассказать Вам о начале работы педагога-психолога, отражает существующую недосказанность и запутанность в том, чем занимаются психологи, в частности педагоги-психологи в образовательных учреждениях. Да, годы личной терапии позволяют мне делать такие выводы (нет, это не рационализация (нет, это не отрицание)).
Рационализация - вторичный защитный механизм психики, выражающийся в стремлении объяснить, оправдать, свои чувства, тем самым отстранившись от самих чувств (подобно тому, как Я, возможно, рационализировал свою тревогу). [Мак-Вильямс, 2015, стр. 193]
Отрицание - первичный защитный механизм, выражающийся в отрицании (внезапно) произошедшего травмирующего события (Наша психика не позволяет травмирующему событию "проникнуть" в сознание). [Мак-Вильямс, 2015, стр. 155]
Перед тем как двинуться дальше, Я хочу сказать спасибо Ростиславу и Тане. Ваша обратная связь стала очень полезной. Спасибо <3. Теперь, когда мы разобрались с бардаком в голове, попробуем разобраться с другим бардаком под названием "А что еще делает психолог?"
В прошлой статье мы остановились на том, что основные рабочие задачи педагога-психолога сводятся к трем вещам: консультированию, психологической диагностике, и психологическому просвещению. О первом Я немного рассказал в предыдущей статье (если Вы её не читали, то почитайте, ну как это так). Сегодня постараемся разобраться зачем нам объяснять педагогам, родителям и детям, что унижать людей это не самая продуктивная стратегия социального взаимодействия, а также что полезного нам даст срезовая диагностика 7 класса с помощью методики "Какая ты Свинка Пеппа?".
Психологическое просвещение субъектов образовательного. В рамках данного направления нам предлагается вернуть свой 1715-ый: педагогу-психологу предстоит рассказывать педагогам, администрации, родителям, обучающимся и их друзьям о том, какие современные исследования в психологии проводятся, какие особенности поведения присущи школьникам, а также о прочих радостях ПРОСВЕЩЕНИЯ. [Минтруд, 2015]. Идея просто прекрасная: педагог-психолог предоставляет актуальную и достоверную информацию о психологических особенностях людей, об особенностях социального взаимодействия. Задача довольно трудоемкая. Для того, что организовать грамотную лекцию для учителей, родителей или детей нужно сделать кучу всего:
- Понять, о чем в данный момент времени стоит рассказать тем или иным субъектам образовательного процесса. Спросить у педагогов, родителей, администрации, учеников, какие темы были бы им полезны и интересны;
- Найти актуальные теории и исследования на ту или иную психологическую тему;
- Выстроить такое повествование, которое будет интересно Вашей аудитории;
- Выступить со своей темой;
- Собрать обратную связь с аудитории;
- Подготовить отчётность о проведенных лекциях.
Такой последовательности действий Я стараюсь придерживаться в своей практике, когда речь заходит о психологическом просвещении. При этом, важно понимать, что если взглянуть очень формально на психологическое просвещение в образовательных учреждениях, можно ограничиться 2-м,4-м и 6-м пунктами. Однако, Я боюсь, что в таком случае Ваша работа, будучи формально выполненной, рискует оказаться скучной и бесполезной (как для Вас, так и для аудитории). А мне кажется, что важно получать удовольствие от работа и отдачу от целевой аудитории. Но, возможно, во мне говорит мой юношеский максимализм (мне недавно исполнилось 24 годика, войдите в положение, пожалуйста).
К сожалению, качество психологического просвещения в образовательных учреждениях (спойлер: далее присутствует оценочное суждение) требует больших доработок и улучшений. Я хочу поделиться одной своей историей из опыта подготовки лекции в рамках такого направления во времена работы в школе.
2016 год, раздраженный пробками Илон Маск заявляет о том, что начнет рыть тоннель под Лос-Анжелесом, чтобы бороться с этими самыми пробками [Musk, 2016]. За полгода до этого замечательного события журналист Новой Газеты выпускает "замечательный" сюжет о "группах смерти" в социальной сети "ВКонтакте". Автор данного сюжета связывает случившиеся за полгода 130 самоубийств с т.н. "группами смерти" [Мурсалиева, 2016]. Более того, автор указывает именно на причинно-следственную связь этих двух переменных. Прочитав данную статью Я остался неудовлетворен недостаточной фактологической базой данной темы. Например, есть исследования, которые указывают, что существует корреляция между социальными сетями и суицидальным поведением [Luxton, et al., 2012], при этом авторы поясняют, что соцсети могут повлиять на тех, кто уже находится в группе риска. Данных о том, что соцсети могут сформировать суицидальное поведение авторы не приводят.
"Ну ладно" подумал Я и забыл про эту статью. Однако, многие люди стали обсуждать тему "групп смерти". И вот, в 2017 году, я работаю в школе, меня просят провести лекцию для педагогов о профилактике подросткового суицида. Просят рассказать о том, как оградить детей от "групп смерти". В процессе подготовки я наткнулся на заявление МВД о том, что подростковые суициды обусловлены лишь в 1% случаев [Интерфакс, 2017]. Узнав об этом, я решил построить свою лекцию таким образом, чтобы сконцентрироваться не на вреде "групп смерти", а на том, как следует преподавателям строить взаимодействие с учениками, чтобы минимизировать риски суицидального поведения. Рассказал о важности доверительных и теплых отношениях с детьми. В такой атмосфере ребенок будет делиться своими переживаниями и трудностями не боясь быть отвергнутым или осужденным. Лекция понравилась преподавателям, меня поблагодарили за выступление. А через пару месяцев к нам приходит психолог из ЦППМСП (центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) и опять проводит лекцию о профилактике суицидов. Но мой коллега сделала все гораздо "круче": пол часа своей лекции она рассказывала об опасности "групп смерти" и больше ни о чем. Большинство преподавателей сидели с безжизненным выражением лица, будто не понимая зачем им это рассказывают.
Мораль сей истории такова: пожалуйста (ну пожалуйста) делайте так, чтобы Ваши просветительские мероприятия были интересны и полезны аудитории. Воспринимайте это как ситуацию, когда Вы хотите рассказать крутую историю своему другу и хотите это сделать покруче чем Пахом в 1999.
Наконец, еще одним направлением является психологическая диагностика. Это направление заключается в проведении диагностики психологических особенностей детей, педагогов, родителей [Минтруд, 2015]. Диагностику обычно делят на плановую (ту, что прописана в рабочем плане педагога-психолога, проводится с определенной периодичностью) и внеплановую (по запросу родителей, педагогов, детей; часто проводится в индивидуальном порядке). Тут, в принципе, все понятно: мы берем какие-нибудь тесты, проводим, пишем заключение и предоставляем информацию о результатах диагностики. За время своей работы Я сформировал некоторые собственные требования к проведению психологической диагностики:
- Предлагая испытуемому какой либо диагностический инструментарий, позаботьтесь о самом испытуемом. Сделайте заполнение опросника максимально быстрым, простым и удобным для респондента. Между удобством заполнения опросника для испытуемого и удобством последующей обработки результатов для Вас всегда выбирайте первое. (к тому же, есть некоторые лайфхаки при обработке, которые используют уверенные пользователи ПК, если Вам интересно, напишите мне, Я расскажу подробнее).
- Составляйте заключение таким образом, чтобы его можно было понять без Вашего участия. Делайте упор не на сырых результатах исследования, а на его интерпретации. Грамотно составленное заключение может быть очень полезным для тех, кому Вы это заключение предоставляете.
- При индивидуальной работе не стоит сильно уповать на опросники и тесты. В таких условиях диагностика может гармонично вписаться в консультативную деятельность. Если конечно у Вас не стоит задачи узнать, какой у родителя, ученика или педагога Патронус. Тут только тестами (или волшебством).
С какими проблемами Я сталкивался в сфере психологической диагностики, работая педагогом-психологом? Самая яркая трудность связана с отбором адекватного инструментария. При отборе того или иного опросника Я стараюсь найти исследования, посвященные адаптации, верификации и использовании оных. К сожалению, некоторые представители моей профессии любят грешить тем, что используют методы с непонятной историей происхождения и верификации. Используя такие методики мы рискуем впустую потратить драгоценное время респондента, а также бумагу на бланки. Давайте будет сторонниками осознанного потребления психологического инструментария.
Мы живем в удивительное время. Мы поколение людей, которое впервые смогло увидеть фотографию сверхмассивной черной дыры. Мы живем среди людей, которые не боятся высказывать свою позицию по любым вопросам. Я очень рад, что живу в такое время. Я могу делиться своим опытом и своим мнением. Хочу еще раз сказать спасибо Вам за то, что интересуетесь моим мнением. Спасибо за поддержку, спасибо за критику. Если Вам есть что сказать, скажите. Если Вам нечего сказать, то не говорите.
Хорошего вечера (утра/дня).
Референс (третья книга просто прекрасна, обязательна к приобретению всем кто хочет уметь в психотерапию):
- Галина Мурсалиева. Группы смерти (18+). С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Как родителям распознать надвигающуюся беду // Новая Газета. Выпуск №51 от 16 мая 2016;
- Лишь 1% подростковых суицидов в России оказался связан с "группами смерти" // Интерфакс, новость от 30 марта 2017.;
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. В. Снигура, - М.: Независимая фирма "Класс", 2015 - 592 с.
- Министерство Труда и Социальной Защиты Российской Федерации. Приказ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об Утверждении Профессионального Стандарта "Педагог-Психолог (Психолог В Сфере Образования)" - 2015;
- Elon Musk on Twitter: "Traffic is driving me nuts. Am going to build a tunnel boring machine and just start digging..." // Twitter - 2016;
- David D. Luxton, Jennifer D. June, and Jonathan M. Fairall, Social Media and Suicide: A Public Health Perspective American Journal of Public Health 102. - 2012.