Такие игры и приемы хороши тем, что будут интересны ребенку и дома, и на прогулке и в путешествии.
Если у вас малыш в возрасте от 9 месяцев до 2 лет, то можно поиграть в игру “Где зайка?”. Спрячьте на глазах у малыша любимую игрушку под платочек или уберите в коробку. Затем переключив на 2-3 мин. внимание ребенка на что-то другое, спросите:”Где зайка (котик, слоник)?” Также полезно читать стихи. Рассказывая одни и те же стишки, делайте небольшую паузу в конце каждой строчки, приглашая малыша закончить фразу. Получится не сразу, но через несколько таких занятий вы увидите результат. Так можно развить и память, и речь.
Для детишек постарше, от 2 до 4 лет можно поиграть в игру “А помнишь?” В этом возрасте ребенок начинает говорить, поэтому следует акцентировать его внимание на том, что происходит вокруг: “А помнишь куда мы с тобой ходили?”, “А помнишь что ты ел вчера на ужин?”. Еще можно поиграть в “ Задаем вопросы”. Сначала покажите ребенку игрушку (лучше взять новую). Затем, спрятав ее, задайте вопросы: “ Игрушка была большая или маленькая?”, “На ней была одежда?” и т.д. Чем больше вопросов сможете придумать, тем лучше. В этом возрасте детки любят слушать одну и ту же сказку, пока не выучит наизусть. Здесь можно пойти на хитрость и поиграть в игру “А что не так?” Иногда, читая или рассказывая, нарочно делайте ошибки или что -то путая, а малыш пусть вас поправит.
С детьми постарше, от 4 до 7 лет, можно поиграть в тактильные игры, в игру в слова. Положите в непрозрачный пакет или мешочек разные предметы и поиграйте в игру “ Волшебный мешочек”. Предложите ребенку на ощупь найти пуговицу, машинку, карандаш, кубик и т.д. Еще одна веселая игра под названием “Запомни движения”. Взрослый подходит к ребенку сзади и меняет его позы: сгибает правую ногу, поднимает левую ногу.ю наклоняет голову и пр. Всего 3-5 движений. Затем ребенок встает в первоначальное положение и старается повторить все движения в той же последовательности.
Хорошо развивает память пересказ. Читайте ребенку истории с продолжением. А на следующий день, перед началом чтения пусть ребенок перескажет предыдущую главу. Развивается не только память, но и мышление. Еще одна игра на развитие памяти и мышления “Игра в слова”. Назовите 10 слов, не связанных по смыслу. Пусть ребенок повторит, сколько запомнил, в любом порядке. Потом повторите те же слова еще 3 раза. Теперь он должен назвать слова, соблюдая последовательность. Справился с заданием - заслужил небольшое поощрение за старания.