Найти в Дзене

Дом Барышникова - начало стиля модерн в Петербурге.

Так сложилось, что большинство домов на улице Марата (ранее Николаевской) в 19 веке принадлежали купцам. Не исключение и современный дом № 31. В 1897 году дом, стоявший ранее на этом месте, приобрел купец Александр Яковлевич Барышников, выходец из крестьян, торговец мануфактурой в Гостином Дворе. Барышников решил построить новый дом и для этого пригласил талантливого архитектора Василия Васильевича Шауба. Шауб составил проект добротного купеческого здания в стиле эклектики с пышными лепными украшениями и треугольными фронтонами. Но судьба распорядилась иначе. Старший сын А.Я. Барышникова 20-летний Александр к тому времени закончил Институт инженеров путей сообщения и стал помогать В.В. Шаубу при строительстве дома. Александр Александрович Барышников вначале выполнял инженерные расчеты, а затем к нему перешло руководство строительством. Почему- об этом история умалчивает. Барышников решил переработать проект фасада и внести в его отделку элементы только входившего в моду за гр

Так сложилось, что большинство домов на улице Марата (ранее Николаевской) в 19 веке принадлежали купцам. Не исключение и современный дом № 31. В 1897 году дом, стоявший ранее на этом месте, приобрел купец Александр Яковлевич Барышников, выходец из крестьян, торговец мануфактурой в Гостином Дворе. Барышников решил построить новый дом и для этого пригласил талантливого архитектора Василия Васильевича Шауба. Шауб составил проект добротного купеческого здания в стиле эклектики с пышными лепными украшениями и треугольными фронтонами. Но судьба распорядилась иначе. Старший сын А.Я. Барышникова 20-летний Александр к тому времени закончил Институт инженеров путей сообщения и стал помогать В.В. Шаубу при строительстве дома. Александр Александрович Барышников вначале выполнял инженерные расчеты, а затем к нему перешло руководство строительством. Почему- об этом история умалчивает. Барышников решил переработать проект фасада и внести в его отделку элементы только входившего в моду за границей стиля модерн.

-2

В сущности, это был первый в Петербурге доходный дом в стиле модерн, до этого так строили только за границей, в частности, в Вене. Смена архитектурного стиля произошла уже на завершающей стадии строительства. На прежде эклектичном фасаде дома появились мотивы венского сецессиона- декоративная лепка из листвы и цветов, пальмовые ветви под карнизом.

Лепка на стенах
Лепка на стенах

Вертикальные бороздки различной длины, стилизованные женские маски позднее стали признаками стиля модерн в архитектуре. Внутренняя отделка парадных лестниц -тоже в стиле модерн, на стенах вставки со стилизованными цветками, в рисунке решеток лестничных ограждений цветочный орнамент.

-4
Лестничные ограждения
Лестничные ограждения
Печь в парадной
Печь в парадной
-7

В парадных при входе использованы травленые стекла, на которых видны лягушки и болотные растения. Говорят, что в соседних парадных на стеклах были изображены рыбы и раки.

-8

Стекла с лягушками и листьями.
Стекла с лягушками и листьями.
-10

На лестницу выходят окна из квартир, предположительно из ванных комнат. В них тоже вставлены травленые стекла, на которых с некоторым усилием можно рассмотреть ветки и женские лица.

Окно на лестнице
Окно на лестнице

Травленые стекла были установлены и в дверях квартир, но не сохранились. Внутренняя отделка в квартирах изображала растительные узоры на стенах и потолках . Ее сделал сам А.А. Барышников и мастер Яковлев.

В доме планировалось разместить четыре магазина, 15 шестикомнатных квартир и 5 трехкомнатных. На 6 этаже была прачечная. Для каждой квартиры был отдельный чердак и подвал для дров. В квартирах были кухня, передняя, комната для прислуги, ванная, « ватерклозет английской системы». То есть квартиры были со всеми удобствами, но с дровяным отоплением. Для домовладельца предназначалась большая квартира, по площади равная трем шестикомнатным в этом доме, позднее в этой же квартире поселился и архитектор. Остальные квартиры были предназначены для сдачи в наем.

В 1910 году в квартиру №1 переехало издательство «Шиповник», с которым сотрудничали многие известные писатели и поэты, среди которых Александр Блок, Иван Бунин, Леонид Андреев, Саша Черный, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Корней Чуковский, Андрей Белый. Издательство печатало книги, альманахи, в которых публиковались их произведения.

С сайта rarebooks.ru
С сайта rarebooks.ru

В частности, это издательство напечатало книгу Александра Бенуа "История живописи всех времен и народов". В оформлении альманахов и книг «Шиповника» принимали участие художники Иван Билибин, Михаил Добужинский, Александр .Бенуа, Лев Бакст, Ниеолай Рерих,. Были выпущены собрания сочинений русских и зарубежных писателей. Среди них Леонид Андреев, Федор Сологуб, Герберт Уэллс, Густав Флобер, Ги де Мопассан. Выпускались популярные серии «Библиотека иностранных писателей», «Северные сборники», «Юмористическая библиотека», где публиковались произведения А. Аверченко, Саши Чёрного, Тэффи, Дж.Джерома, Марка Твена. Эмблема издательства «Шиповник», кстати, напоминает цветы на фасаде здания.

В 1918 году издательство прекратило свою деятельность в Петрограде и переехало в Москву.

И еще несколько слов об архитекторе этого дома. Александр Александрович Барышников не был очень плодовитым архитектором, он построил всего несколько домов в Петербурге, дома в Гатчине и Павловске. Он сделал политическую карьеру- в 1910 году стал членом Государственной думы. После Февральской революции 1917 года Барышников стал комиссаром Временного правительства по Министерству почт и телеграфов.

А.А. Барышников. С сайта biblioclub.ru
А.А. Барышников. С сайта biblioclub.ru

Барышников строил еще мосты, делал различные расчеты и был разносторонним человеком. Он занимался живописью, играл на виолончели, знал несколько языков. Но после 1917 года Барышников больше не строил домов.