Найти тему
Сергей Зарубин

Школьные двойки-спутники жизни

ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ ВСЁ ПРЯЧЕТ, НО НАШИ ДВОЙКИ И ТРОЙКИ ПОМНЮ КАК СЕЙЧАС.

До девятого класса я учился на двойки и тройки, и всегда удивлялся, что мне удавалось переходить из класса в класс не услышав ужасного приговора учителей - «Оставлен на второй год». Сочетание этих слов для меня было страшнее всего на свете. Первая моя учительница Мария Ивановна, как ни странно, любила меня и часто называла Серёнька. Из сложного периода начальной школы я сделал вывод, что у девчонок легче списывать, чем у мальчишек. Это было мое первое философское открытие.

Когда я перешел в шестой класс, то к нам добавился второгодник Валерка Жданов. Для меня это был подарок судьбы! Мы с первого знакомства стали друзьями - к тому же наши отцы вместе работали! Мы разлучались только на ночь. Правда с Валеркой было не легко дружить – он серьезно был увлечён радиотехникой и меня конечно же потянул в это «болото». У Валерки были в этом увлечении серьезные знакомые. В нашем селе Алтайское был узел связи, начальником которого работал Сухотерин Владимир Николаевич. Валерка всегда его называл Вовка Сухотерин. Владимиру Николаевичу в то время было лет тридцать семь. При встречах, несмотря на разницу лет, Валерка действительно называл его Володей, а Владимир Николаевич с уважением называл моего друга Валерой! Меня «тусовка» в радиоузле стала признавать только тогда, когда я собрал свой первый пятитранзисторный радиоприемник «Звук».

В наших головах не улетучивался адрес который помню и сейчас: «Москва-Е 126, Авиамоторная 50, Московская торговая база посылторга», откуда мы получали каждый месяц долгожданные посылки с радиодеталями наложенным платежом. Наша лексика в разговорах была усыпана радиотехнической терминологией. В седьмом классе у нас появилось еще одно увлечение – фотография! Дни и ночи на пролет фотоаппараты, проявители и фиксажи, изготовление устройств нарезки плёнки для узко пленочного фотоаппарата- «Киев-Вега». Мы его называли: «шпионским фотоаппаратом».

Однако в школе мы оставались слабыми учениками. Хотя Валерка выглядел лучше меня. Мне казалось, что он умеет морщить лоб так особенно, что ему за это ставят трояки. У меня так не получалось.

И вот уже восьмой класс за плечами. Я получил своё свидетельство об окончании восьмого класса, в котором было две четвёрки – по поведению и по труду, а остальные тройки. У меня в подсознании засела психология троечника, от которой было не уютно. Валера решил поступать в Новосибирский техникум связи, а я остался в полной растерянности перед своим прекрасным далёко. Но всё быстро встало на свои места, Валера в техникуме при поступлении получил двойку и вернулся в родное село Алтайское!

До окончания девятого класса оставалась одна четверть, моя семья переехала в город Барнаул. Только здесь я ощутил гибельность своего положения. Мама с моим свидетельством об окончании восьмого класса и табелем девятого класса обошла две близлежащие школы и пришла с известием что такие ученики в школах не нужны. Меня спасло что в Барнауле была очень большая школа № 48, в которую по ходатайству моих родителей меня всё-таки приняли.

За порог школы я переступал втянув голову в плечи. Не очень-то мне были рады учителя, да и одноклассники часто смотрели на меня как на прозрачное стекло. Но вот удача! Через две недели учёбы в новой школе меня пригласил на собеседование учитель физики, помню только его фамилию – Гладышев! Он не много со мной пообщался на разные темы и неожиданно для меня предложил участвовать в школьной олимпиаде по физике. Я задал вопрос учителю: «видел ли он моё свидетельство и табель»? Он как-то равнодушно ответил: «да, видел, но олимпиада будет не по школьной программе, а по занимательной физике». Я дал согласие…

По итогам олимпиады я занял второе место, чем удивил и одноклассников, и учителей, да и сам был от этого на седьмом небе. Одноклассники нашли «новую фишку» спрашивая: «Как же у вас в деревне учатся отличники, если троечники на олимпиадах побеждают»? Я первый раз в своей жизни ощутил гордость за свою сельскую школу и за себя, многозначительно отвечал: «Они в отрыве». Школьная жизнь у меня стала налаживаться. «Гладышев был строгий и авторитетный учитель, но мне он вдруг начал ставить пятёрки, бывало даже там, где я чувствовал, что не дотягиваю. Мне пришлось много учить, чтобы не подвести Гладышева. Некоторые учителя тоже четвёрки стали ставить в журнал глядя на него, но только скупо.

После окончания девятого класса наша семья переехала в другой район города- посёлок Затон. Выпускной десятый класс я окончил с третьим местом по успеваемости.

Шли годы. Армия, техникум, институт, продвижение по работе, перестройка, руководящая деятельность на уровне топ менеджмента и в совете директоров, второй институт, высокие назначения…, но не в этом дело. В Барнаул приехал Валера!

Валера в армии служил на Черноморском флоте на пограничном катере мотористом. Однажды катер подошёл к подводной лодке, которая в беспомощности находилась в надводном положении. Командир подводной лодки задал вопрос пограничникам: «Есть ли у вас на борту радист? У нас радиостанция вышла из строя». Командир катера ответил, что радиста нет, но моторист может посмотреть. Командир подводной лодки равнодушным тоном сказал, что пусть смотрит, хуже уже не будет. Валерке потребовалось некоторое время разобраться с неисправностью. Когда Валера устранил неисправность, командир подводной лодки восторженно спросил: «Какие же у вас тогда радисты, если моторист может такие неисправности устранять?!».

Валера всегда был по знаниям на голову выше сверстников и даже хорошистов и отличников, но ему не довелось получить нужное образование, хотя по своим знаниям он превосходил многих инженеров. Валера был нереализованным учёным, изобретателем. Я шутя называл его «Роберт Вуд». У него я продолжал черпать практические навыки! На моё предложение пойти работать инженером в нашу компанию Валера ответил твёрдым отказом, заявив, что он не умеет быть подчинённым, тем более у меня. Но снять в аренду помещение для своей коммерческой деятельности не отказался.

Повзрослев, мы часто встречались, общаться могли и дни, и ночи!

Валера умер в мой день рождения два часа не дожив до нашей намечавшейся в тот день встречи.

В память о нашем классе посвящаю:

Школьный класс, абитуры тревоги,

В снах ночных вы часто со мной,

Одноклассников судьбы, дороги,

Так нужны мне в тиши ночной!

Класс любимый, ты свет от бога!

И потом на исходе дня,

Попрошу не суди нас строго,

Помни всех, не забудь и меня!