Считает сегодняшняя героиня рубрики #ПРИЗВАНИЕ — корреспондент отдела "Общество" холдинга "Дон-медиа", лауреат и дипломант областных, российских и международных конкурсов журналистики, автор и редактор книг Вера Феоктистовна ВОЛОШИНОВА.
РИНХбург: Как начался ваш путь в журналистике?
Вера Волошинова: Он начался не очень традиционно. Дело в том, что когда я начала писать, за плечами уже было два высших образования. Я закончила химический факультет РГУ. И в тот год, когда начала писать в газету, оканчивала театральное училище им. Б.В. Щукина в Москве. Диапазон различных знаний уже был. Я до сих пор считаю, что журналист должен обучаться не на факультете журналистики. Или хотя бы какой-то один из уровней образования иметь, как я говорю, в «человеческой профессии». Помню, как в университете города Атланта (штат Джорджия, США) нас повели к магистрам-журналистам — а там студенты из Америки, Китая — они получали образование по такой схеме: в бакалавриате учились по другой специальности, а в магистратуре уже изучали журналистику.
Р.: Где успели себя реализовать?
В.В.: Поначалу работала на радио, где редактором «Дона литературного» — такая была передача — был Николай Михайлович СКРЁБОВ. Мы с ним сдружились. Он стал моим крестным отцом в журналистике. Всегда поддерживал. К нему в любой момент можно было прийти и получить дельный совет, особенно — из сферы литературы. У него можно было спросить что угодно, человек-энциклопедия. А если он не знал сам ответа, направлял к людям, которые знают.
В печатную журналистику я попала благодаря Чеховскому фестивалю, который освещала. Работала и на химфаке, занималась синтезом. Более 20 лет уже работаю в «Молоте». До этого я работала как нештатник, а когда ушла заведующая отделом культуры, ее место занять предложили мне. Пишу обо всем, кроме парочки тем, которых не касаюсь. А так — прежде всего, о культуре.
Я до сих пор считаю, что журналист должен обучаться не на факультете журналистики. Или хотя бы какой-то один из уровней образования иметь, как я говорю, в «человеческой профессии»
Р.: Расскажите об опыте работы в «горячих точках».
В.В.: У меня была возможность поехать в Чечню. Я дружила с пресс-службой внутренних войск. И так получилось, что от них поступило предложение о поездке. Конечно, хочу, — ответила тогда им я. Мы шли по следам войск. Впечатлений была масса. Но поехали мы не просто так: тогда жители Ростовской области собрали гуманитарную помощь нашим войскам. А благодаря конкурсу, посвященному журналистам в горячих точках, я впервые взяла в руки фотоаппарат. Потому что фотографировать было некому.
Я писала про женщин во внутренних войсках. Всего было, я посчитала, шесть командировок в Чечню. Это время вспоминаю с удовольствием. Кстати, когда прочитала АКУНИНА «Турецкий гамбит» — он писал о журналистах на русско-турецкой войне — я поняла: как точно он изложил эти ощущения журналиста.
Р.: Когда и как пришла идея сделать выставку «Лицо донской национальности»? Чему она посвящена?
В.В.: Тогда библиотеку им. Гагарина возглавляла Галина Александровна ЧЕПУРНАЯ — очень прогрессивный библиотекарь. Там проходили различные выставки. Как-то мы с ней разговорились. Фраза «лицо кавказской национальности» была весьма популярна. Я тогда сказала: а про лицо донской национальности никто не говорит! И подготовила для выставки фотографии. Ведь у нас очень много симпатичных лиц. И вообще тема межнациональных отношений — моя любимая тема. Хотя мне не нравится, как многие ее сейчас интерпретируют. Я писала о казачьей свадьбе, об армянской… В планах рассказать и о греческой, и о корейской, и о еврейской. Мечтаю еще написать о цыганской свадьбе. Обо всем этом можно прочитать на моем сайте «Живой Ростов».
Я писала про женщин во внутренних войсках. Всего было, я посчитала, шесть командировок в Чечню. Это время вспоминаю с удовольствием
Р.: Новые черты в характере приобрели ли благодаря профессии?
В.В.: Да. Говорят, что наглость — второе счастье. А для журналистов — первое (смеется). Если ты не проявишь настойчивость, известное нахальство — ничего не будет. Журналист может иногда притаиться тихой сапой… Например, тут недалеко от Дон-Медиа фильм снимают, там потрясающий ростовский дворик. Наша редактор попыталась туда зайти. Ей сказали — уйдите, женщина. Она говорит — я журналист. Ей в ответ: тем более, уйдите (смеется). Но она все равно пробралась.Вот купила я себе новый очень хороший фотоаппарат, который можно спрятать. Зашла, куда нужно, тихонько репортаж сделала и все.
А еще профессия научила работать в любых условиях. Святослав Теофилович РИХТЕР играл на любых роялях, какие ему предоставляли, — старых, раздолбанных. Выбирать не надо, надо работать и стараться делать свое дело как можно лучше.
Р.: Как думаете, в чем состоит преимущество журналиста-печатника?
В.В.: Считается, что любой журналист — будь то телевизионщик, радийщик или интернетчик — каждый из них должен начинать свою работу с газеты. Потому что газета — это школа. Здесь ты за каждое свое слово отвечаешь.
Профессия научила работать в любых условиях. Выбирать не надо, надо работать и стараться делать свое дело как можно лучше
Р.: Продолжите фразу: истинный журналист:…
В.В.: …это журналист, который не врет, который пишет правду. И не ту правду, которая ему представляется. Я вот написала правду про Молодежный театр, меня теперь туда не пускают (улыбается).
Р.: Стала ли работа образом жизни?
В.В.: Конечно! Я вот жутко хотела попасть в здание банка на углу Садовой и Соколова. Как оказалось, они устраивают каждый год День открытых дверей. Я записалась на экскурсию, предвкушая ее. Потом вспомнила, что надо уезжать по работе, хотя и был выходной день. Дочка говорит: вот ты в этом вся (улыбается).
Кстати, о выходных. Наши молодые коллеги, в пятницу побывав на мероприятии, только в понедельник садятся писать об этом. Я всегда удивленно говорю: ребята, а на выходных-то вы что делаете?
Наши молодые коллеги, в пятницу побывав на мероприятии, только в понедельник садятся писать об этом. Я всегда удивленно говорю: ребята, а на выходных-то вы что делаете?
Р.: Как думаете, в чем состоит «тяжесть» профессии журналиста? Если она есть.
В.В.: Если ты делаешь любимую работу, ты не устаешь. Не очень приятна чисто техническая сторона работы — расшифровка текста. Но с другой стороны, если ты разговаривал с приятным человеком, то потом, прогоняя разговор, получаешь от этого удовольствие.
Р.: Стала ли журналистика призванием?
В.В.: Вообще-то призвание — это то, без чего и жизни не мыслишь.
Р.: Как думаете, журналистика — это ремесло?
В.В.: Журналистика — это творчество. Я проведу параллель с театром, поскольку он мне близок. Вот есть два режиссера: один — ремесленник, сколачивает спектакли только так, и они пользуются успехом. Но дело в том, что откровений в этих спектаклях ждать не приходится. А другой режиссер так выворачивает актеров наизнанку, что после десятилетий помнишь самые мелкие детали... В журналистике так же.
Вот есть два режиссера: один — ремесленник, сколачивает спектакли только так, и они пользуются успехом. Но откровений в этих спектаклях ждать не приходится. А другой режиссер так выворачивает актеров наизнанку, что после десятилетий помнишь самые мелкие детали... В журналистике так же
Р.: Есть ли у вас фавориты в медиасфере?
В.В.: Во-первых, Алишер ХОДЖАЕВ, с которым мы в Чечне познакомились. Он, как я говорю, мой фронтовой друг (улыбается). И Руслан МЕЛЬНИКОВ из «Российской газеты» — большой умничка. Когда я смотрю статистику опубликованную — россияне назвали лучших журналистов — СОЛОВЬЕВА и МАЛАХОВА — я удивляюсь. Малахов — шоумен. А Соловьев — весьма специфичный журналист.
Р.: Чего пожелаете студентам-журналистам?
В.В.: Знаний, знаний, знаний! Потому что люди часто пишут про то, чего не знают. Вообще не знают. Вот ты едешь куда-то или идешь, загляни хоть в Википедию — почитай. Всегда надо знать предмет, о котором пишешь. Почему я говорю, что журналист должен получить отвлеченное образование? Чтобы жизнь с другой стороны узнать. Благодаря первому образованию я с учеными разговариваю на одном языке. А они, видя, что я понимаю то, о чем они говорят, рассказывают о том, про что, может быть, простому смертному и не рассказали бы.
Материал подготовила Елизавета ГОНЧАРОВА специально для #РИНХбург. Фотографии из личного архива героини