Найти тему

Обречены ли китайские стартапы-производители электромобилей после снижения цен в Tesla?

В последние годы наблюдалось появление волны китайских производителей электромобилей - от Byton до Nio и Xpeng, стремящихся занять место Tesla Элона Маска и воодушевленных государственной поддержкой отказа от двигателей внутреннего сгорания.

Теперь, когда базирующийся в Пало-Альто технологический гигант снизил цены перед запуском производства в Китае в конце 2018 года, возникает вопрос, не истощится ли растущий поток местных конкурентов.

Эта новость стала настолько горячей темой для обсуждения, что даже Мяо Вэй, министр промышленности и информационных технологий Китая, присоединился к дискуссии.

«Не все [независимые китайские производители автомоблей] умрут, но и все они не смогут выжить», - заявил министр China Securities Journal, когда его спросили о влиянии снижения цен в во время Национального Народного Конгресса.

"Конкуренция с Tesla - это «хорошая возможность» для отечественных компаний, поскольку обе стороны могут учиться друг у друга", - сказал Мяо, добавив, что "кто выживет, будет решать рынок".

Бурные дебаты возникли после того, как Tesla объявила о своем самом большом снижении цен в Китае в начале марта 2019 года, включая снижение на 28% цены для автомобилей Model X, Model S и Model 3. Согласно китайскому сайту компании, модель 3, самый дешевый автомобиль Tesla, теперь имеет минимальную цену в 407 000 юаней (60 600 долларов США). Падение цен опережает ожидаемое начало производства в Шанхае в конце 2019 года, что также может способствовать снижению средней отпускной цены.

«Серии снижения цен повредят имиджу бренда, а также лояльности клиентов», - сказал Уильям Ли Бин, основатель и председатель Nio на телеконференции, посвященной финансовой деятельности компании, в момент наивысшей востребованности темы конкуренции с Tesla. «Мы стремимся принять разумную ценовую стратегию вместо снижения цены, чтобы завоевать долю рынка».

У тех, кто хочет взломать рынок электромобилей в Китае, многое поставлено на карту. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи новых энергетических транспортных средств (NEVs) противодействовали этой тенденции, увеличившись  в 2018 году на 61,7% до 1,26 млн.единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот быстрый рост в значительной степени был вызван правительственными средствами стимулирования отказа от использования газовых поглотителей.

Nio и Xpeng являются одними из десятков китайских стартапов, пытающихся подвинуть признанных автопроизводителей и Tesla, делая ставку на то, что будущее мобильности заключается в “подключенных автомобилях”, обладающих интеллектом. В то же время электрокары снизили входные барьеры автомобилестроения в связи с отсутствием двигателей внутреннего сгорания, требующих сотен точно спроектированных деталей.

В подключенных электромобилях Китай видит возможность сократить импорт нефти из-за рубежа и, наконец, добиться паритета в производстве автомобилей с такими мощными экономическими локомотивами, как Германия, США и Япония.

Именно это вдохновило Китай на выдачу новых разрешений на производство автомобилей компаниям, не входящим в круг традиционных автопроизводителей, многие из которых были довольны продолжением производства автомобилей для совместных с зарубежными партнерами предриятий в надежде внедрить инновации и создать локальную компанию Tesla.

Снижение цен со стороны Тесла может сдвинуть момент истины в этом гамбите.

Луи Се, финансовый директор Nio, принял участие в упомянутой выше конференции, чтобы подчеркнуть разногласия с Tesla.

«Модель 3 - маленький седан, и [мы] даже не в одном классе… Наш диапазон составляет 510, а их диапазон около 300 километров. Наше ускорение на секунду быстрее», - сказал Се.

Тем не менее, Nio также объявила о том, что отменяет план по строительству своего второго завода в Шанхае после сообщения о 92-процентном увеличении чистых убытков за весь год до 1,4 млрд. долларов США.

«Снижение цен окажет значительное давление на стартапы, производящие электромобили, которые уже начали или скоро начнут поставки», - заявил Дэвид Чжан, независимый автомобильный консультант. «Что касается тех, кто все еще балуется своей первой серийной моделью, это может быть катастрофическим, и очень вероятно, что они могут погибнуть на корню.

Byton и Nio, которые нацелены на основной сегмент рынка, в наибольшей степени окажутся чувствительными к снижению цен в Tesla», - сказал Чжан.

«Автомобили Tesla были в продаже с 2008 года, в то время как Nio только что начала поставки в прошлом году», - пояснил шанхайский консультант. «Эта большая разница в продолжительности деятельности означает, что существует огромный разрыв с точки зрения качества продукции и надежности».

«Снижение цен Tesla… ускорит выживание наиболее приспособленного [процесса]», - сказал Даниэль Кирчирт, соучредитель и исполнительный директор Byton, в письменном ответе на комментарий к форме запроса. Однако он добавил, что сокращения также приведут больше потребителей на более широкий рынок электромобилей.

Cтартап по производству электромобилей Kirchirt в Нанкине планирует завершить поставку своей первой серийной модели - внедорожника по цене около 45 000 долларов США -  примерно в то же время, когда Тесла начнет местное производство.

В некоторой степени все китайские производители электромобилей, вероятно, остаются в долгу Маску за способность захватить воображение потребителей и руководства Китая, чтобы разрушить созданную за десятилетее автомобильную иерархию всего за несколько лет. Тем не менее, некоторые игроки отрасли преуменьшают важность Tesla на автомобильном рынке Китая.

«Сокращение должно было начаться рано или поздно на фоне перехода Tesla к расширению клиентской базы в США и за ее пределами», - сказал Джон Зенг, управляющий директор LMC Automotive Shanghai. «Китайский рынок электромобилей больше, чем Tesla и новые стартапы - большое количество моделей электромобилей традиционных автопроизводителей, таких как Volkswagen и General Motors, начнет производство в следующем году».

Хэ Сяопэн, председатель Xpeng, также пояснил возможное влияние данной новости на социальную медиа-платформу Weibo.

«Хотя большинство недооценили проблему Tesla для традиционных автопроизводителей еще в 2014 году, большинство людей сейчас переоценивают ее конкурентоспособность в Китае», - сказал он. «Между США и Китаем остается значительный разрыв с точки зрения личного влияния Элона Маск, пользовательского опыта, ежегодных продаж и роста».

Xpeng выпустил свой первый серийный автомобиль в декабре - электрический внедорожник G3 имеет стартовую цену в 227 800 юаней (34 000 долларов США) до субсидий и нацелен на снижение цен на рынке.

«Как упомянуло китайское правительство [на двух сессиях], они будут продолжать поддерживать развитие электромобилей, особенно с точки зрения налогообложения», - сказал Ли Нио в той же телеконференции, посвященной финансовой деятельности компании. В рабочем отчете Всекитайского собрания народных представителей в качестве приоритетных отраслей перечислены новые электромобили, а также высокотехнологичное оборудование, биофармацевтические препараты и новые материалы.

Центральное правительство также объявило о снижении налога на добавленную стоимость с 16 до 13 процентов для производственных предприятий, включая автопроизводителей, в рамках общего плана снижения налогов в отчете о работе Всекитайского собрания народных представителей.

«Мы считаем, что эти меры принесут пользу общей экономике и рынкам потребления в долгосрочной перспективе, включая автомобильную промышленность», - сказал Сио из Nio.