Найти тему

Развитие ребенка в 2 года: учимся говорить

Оглавление

Каждый родитель с волнением ожидает первого робкого “мама” или “папа”, произнесенного малышом. Когда это происходит (9—12 месяцев), ликованию родных нет предела. Но дни сменяются неделями, недели — месяцами, а малыш по-прежнему лопочет на своем “басурманском” языке, недовольно экая на предложения родителей “что-нибудь сказать”.

Некоторые родители шутят, что ребенок не хочет общаться. Вероятнее, что нужное время еще не пришло. Оно наступит ближе к двум годам. Тогда кроха наконец поразит вас первыми осмысленными вопросами и фразами, а потом навострится болтать так, что заговорит всякого.

Чего ожидать

Малыш — даже если он смышленый и развитый — не заговорит сразу и внезапно предложениями со сложными синтаксическими оборотами и «умными» словами. Развитие речи у детей начинается с малого. В речи ребенка появятся и закрепятся местоимения (я, ты, мы и так далее), он научится соединять вместе глагол и существительное/местоимение и оперировать мини-предложениями (я иду, киса сидит, солнышко встало). Словарный запас малыша тоже расширится — с пятидесяти слов в два года до трехсот к трем годам. Не так уж и мало для такой крохи! Это позволит ребенку назвать мышку мышкой, а мишку — мишкой.

Маленький человек еще не знаком с правилами грамматики и может неправильно употреблять глаголы, однако он попытается уже сообщить о случившемся в прошлом — на той неделе, вчера или десять минут назад. А еще ребенок такого возраста уже в состоянии отвечать на простейшие вопросы — что это? кто это? Обратите внимание: если в ответ на вопрос малыш только повторяет его, это повод показать кроху доктору.

Приготовьтесь и к тому, что ребенок не сразу найдет нужный “уровень громкости”. Громкий крик, сменяющийся еле слышным шепотом — это нормально. Чуть позже звучание речевого аппарата ребенка отрегулируется.

Речевой прогресс

То, что описано выше, — отнюдь не мало для двухлетней крохи. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок начал говорить — ведь нелегко понимать малыша, который только “экает и мекает”. Стоит набраться терпения. Гораздо энергичнее маленький человек заговорит к трем годам. Он назовет собственные имя и фамилию, произнесет длинные фразы, поведет продолжительные беседы, научится менять интонацию голоса и так далее. За этот год — с двух до трех лет — малыш в действительности проходит сложный путь. Вы осознаете это, с удивлением обнаружив, что понимаете львиную долю сказанного малышом и не нуждаетесь в переводе “с русского на русский”.

Как помочь ребенку

Жесты помогают понимать ребенка, когда он еще не слишком управляет собственным речевым аппаратом. Жестам научить нетрудно, дети на интуитивном уровне осваивают этот нехитрый навык. Однако постепенно слова заменяют жестикуляцию.

Хотя овладение речевыми навыками — естественный процесс, помогать ребенку на этом пути нужно. Вернейшее средство — чтение малышу вслух. Книги играют серьезную роль в развитии речи у детей: они обогащают лексикон, учат связывать отдельные слова в предложения, помогают соединить слово и изображение.

Чтобы ребенок начал говорить понятнее, поможет и обыкновенное общение с ним (важно: на нормальном языке, не сюсюкайте с ним и не коверкайте речь). Расскажите малышу, как прошел день, узнайте, что интересного случилось у него. Выберите время для таких разговоров “по душам” и находите его каждый день.

На что обратить внимание

У некоторых деток — даже здоровых — случается задержка речевого развития. Произойти это способно хоть с кем, а потому внимательно наблюдайте за малышом. Если вы заметите хотя бы один признак из перечисленных ниже, это серьезный повод обратиться за консультацией к доктору.

  • В два года малыш не пытается (или пытается редко) подражать другим; не реагирует на собственное имя, когда вы зовете его из другой комнаты; кажется безучастным к разговору.
  • Неспособность произнести гласные ближе к трем годам; пропуск согласных.
  • Избегание зрительного контакта.
  • Неспособность назвать вещи из домашнего обихода (стол, стул, люстра).
  • Неумение говорить словосочетаниями из двух-трех слов.
  • Заикание. Здесь стоит пояснить: учась говорить, подавляющая масса малышей проходит через заикание. Дело в том, что мозг работает живее речевого аппарата ребенка, в голове копошится столько мыслей — и ребенок теряется, не зная, в какой последовательности и как выразить это. Поэтому легкое заикание допустимо, но в норме оно в скором времени исчезает бесследно.

Что дальше

А дальше — по нарастающей, как снежный ком. Способность ребенка говорить отшлифуется, и вы еще успеете устать от его бесконечного звонкого “тарахтения”, вспоминая те дни, когда малыш молчал. Во всяком случае, заскучать вам не придется! Так что пока наберитесь терпения — придет и ваш черед.

Источник: https://mdi-toys.ru/razvitie-vospitanie/all/razvitie-dvukhletki-uchimsya-govorit/