Тверская налоговая инспекция нашла в соцсетях человека, который продавал выпечку собственного изготовления, заказала у него торт и таким образом вывела на чистую воду неплательщика налогов. Его заставили прийти в инспекцию и дать разъяснения, почему он не декларирует доходы. Всего «на карандаш» налоговиков попало 30 жителей области.
В российском интернете появляется все больше подобных сообщений. О проверках налоговиков рассказывают парикмахеры, маникюрши, помощницы по хозяйству – все те, для кого основным каналом продаж служат социальные сети. Налоговая служба признает, что мониторинг информации об оказании услуг, размещенной в социальных сетях, является новым и эффективным способом поиска неплательщиков. Но если в России такой подход, скорее, инициатива отдельных налоговых инспекций, и не имеет законодательной основы, то в некоторых странах практика становится повседневной.
Французов ловят в Instagram
С начала 2019 года налоговая служба Франции официально начала мониторить соцсети в поисках неплательщиков налогов. Пока это пилотный проект, но французские власти рассчитывают, что практика станет постоянной. Основной упор делается на мониторинг сети Istagram.
Пока мониторинг информации в соцсетях, газетах и журналах, а также анализ информации в ведомственных базах данных автоматизирован лишь частично – многие операции сотрудникам ведомства приходится делать вручную. Однако в этом году началось внедрение специального программного обеспечения для обработки больших данных на базе технологии искусственного интеллекта.
Новая система находит в открытых источниках фотографии автомобилей, домов и другой недвижимости, анализирует информацию об образе жизни человека и оценивает, какой доход необходимо иметь, чтобы позволить себе все это. Затем информация сравнивается с данными о социальном статусе. Подозрительные случаи отправляются для углубленного анализа дата-специалистам, которые все тщательно проверяют и только потом передают сведения в налоговую инспекцию.
Налоговая инспекция сравнивает данные с цифрами задекларированных доходов из баз данных. Если они существенно отличаются, человека могут пригласить для объяснений. Важно, что информация из соцсетей получила официальный статус юридически значимого доказательства, а значит, может быть использована в суде.
Китайцев будут контролировать блокчейн, большие данные, облачные вычисления и ИИ
Бороться с неплательщиками налогов с помощью блокчейна, больших данных, облачных вычислений, искусственного интеллекта и соцмедиа будут в Китае. Корпорация Tencent объявила об открытии специальной налоговой лаборатории, в которой создаются решения, призванные сделать так, чтобы в стране не осталось ни одного человека, который не платит налоги. К слову, уже сегодня китайское правительство ограничивает доступ неплательщиков ко многим услугам и даже не позволяет пользоваться некоторыми видами транспорта. Кроме того, их персональные данные выкладывают на государственных сайтах в открытом доступе.
Один из первых проектов будет базироваться на блокчейне. Все компании в Китае получают Fapiao – аналог счета-фактуры, официальные квитанции с уникальным идентификационным номером, которые выдаются покупателю при оплате покупок или услуг. Fapiao является доказательством как самой покупки, так и того, что налог был уплачен. Однако следить за их использованием достаточно сложно, поэтому Fapiao часто подделывают. Tencent планирует перевести их на блокчейн и таким образом дать возможность налоговой службе контролировать количество выпущенных квитанций, избежать дублирования и проверять подлинность.
Другое решение пилотируется в Шицзячжуане — административном центре провинции Хэбэй. Там гражданам предлагается установить на свои мобильные устройства приложение Deadbeat Map для самого популярного в стране продукта Tencent – мессенджера WeChat. Приложение разработано по заказу Верховного народного суда Китая. Это карта, на которой отображается местоположение должников, которые находятся в радиусе 500 м от пользователя, их имя, номер ID и проступок. В списке должников – граждане, которые не заплатили налоги, алименты или штрафы.
Карта неплательщиков налогов в WeChat:
Программа подает своему владельцу сигнал опасности, когда рядом с ним появляется должник. Сигнал может быть красного, оранжевого, желтого или голубого уровня в зависимости от того, сколько должников обнаружено. Пользователям WeChat предлагается пристыдить неплательщиков.
В стадии тестирования также приложение WeChat Pay Score, с помощью которого можно проверить финансовую надежность пользователя на основании истории его транзакций и списка личных контактов.
В Израиле ищут продавцов биткойнов в Telegram и Facebook
Налоговая служба Израиля успешно находит в соцсетях граждан, которые занимаются продажей биткойнов: по итогам 2018 года ведомство выставило сотни счетов на оплату. Кроме того, уведомления о необходимости явиться в налоговую службу для дачи разъяснений поступили гражданам, которые не имеют постоянной работы, но при этом много путешествуют, активно покупают недвижимость и так далее.
В качестве источника информации об одноранговых криптовалютных сделках израильская налоговая использует социальные сети Telegram, Facebook и другие. Страна стала первой, кто использует технологии больших данных и искусственного интеллекта для выслеживания уклоняющихся от налогов владельцев криптовалют.
Откуда берутся большие данные для ФНС России:
- АИС «Налог-3»,
- данные от телеком-операторов,
- данные онлайн-касс,
- данные ЗАГС,
- информация из соцсетей,
- данные из архивов,
- система маркировки товаров,
- сетевая аналитика,
- журналы операций.
Россия – готовность №1
Скорее всего, с подобной практикой в ближайшее время массово столкнутся и граждане России. Ведь Федеральная налоговая служба (ФНС) является одним из самых технологически продвинутых ведомств не только в нашей стране, но и в мире. Налоговые поступления в бюджет России постоянно растут, и это результат цифровизации процесса контроля и сбора налогов как у компаний, так и у рядовых граждан. Сегодня в ФНС используется три крупнейший информационные системы.
АИС «Налог-3» в режиме реального времени мониторит процесс создания добавленной стоимости, высчитывает НДС для всех юридических лиц. Также в системе имеются данные о банковских счетах компаний и граждан, IP-адресах от операторов связи, информация от таможни.
Вторая крупнейшая система появилась после внедрения онлайн-касс – теперь налоговая служба получила возможность анализировать все розничные и оптовые продажи товаров и услуг.
Третья система – Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров – заработает в ближайшее время. Она позволит контролировать путь любого товара от производителя или импортера до конечного потребителя.
После объединения данных из этих систем и обогащения данными из социальных медиа и других открытых источников, а также сведениями из информационных систем других ведомств в руках налоговой службы окажется огромный массив больших данных, из которых после обработки при помощи технологий искусственного интеллекта можно извлечь практически любую информацию.
С одной стороны, как говорят в ведомстве, это позволит почти полностью избавить бизнес и граждан от необходимости подавать налоговые декларации – все расчеты и вычеты будут происходить автоматически. А с другой, утаить от налоговой службы доходы станет невозможно. «Служба создает виртуальную транзакционную среду. Это замкнутая цифровая экосистема, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, что сделает экономику прозрачной по умолчанию. Первые шаги можно наблюдать уже сейчас.
Оригинал статьи: https://mcs.mail.ru/blog/kak-nalogoviki-ispolzuyut-socseti/