Найти тему
Casus Belli

Кто был на борту "Вильгельма Густлофа"

С конца 1940 года "Густлоф" был приписан ко 2-й учебной дивизии подводного плавания (2. U-boote Lehrdivision). Дивизия состояла из штаба, двух батальонов шестиротного состава и учебной флотилии подводных лодок.

Основной задачей дивизии (к концу войны в подводных силах кригсмарине их насчитывалось четыре) была начальная подготовка младших специалистов. На "Густлофе" имелись учебные классы и тренажеры. Выпускники школ направлялись на формирование экипажей новых субмарин, после чего еще в течение 4-6 месяцев проходили обучение и спаивание непосредственно в составе экипажа боевого корабля, все это время числящегося во "флотилии боевого обучения". Учитывая, что до конца войны оставалось лишь 100 дней, эти курсанты не имели никаких шансов попасть в боевые экипажи подводных лодок.

К моменту выхода в море военные составляли менее 1/4 всех людей на борту "Густлофа" (примерно 1650 человек).

Маршрут эвакуации с местами гибели германских судов
Маршрут эвакуации с местами гибели германских судов

После попадания трех торпед судно было очевидно обречено. Борьба за живучесть не велась. Пассажиры начали рваться наверх, к спасательным шлюпкам. На трапах и лестницах началась жуткая давка, которая усугублялась наличием у людей значительного количества огнестрельного оружия.

Спасательные средства лайнера включали в себя 12 больших шлюпок, рассчитанных на 50-60 человек каждая, 18 катеров на 30 человек и 380 надувных плотиков на 10 человек. Немцы даже успели провести в порту несколько тренировок по организации посадки в спасательные средства и правильному использованию пробковых жилетов, но все это не дало эффекта, поскольку гребцы и рулевые шлюпок в массе своей погибли или были заперты в носовых отсеках при торпедировании. Дабы дать шанс спастись слабейшим, вооруженные подводники позволяли садиться в спасательные средства только женщинам и детям. Оставшись на шлюпках и плотах в штормовом январском море без мужской силы, выжили только те, кому повезло быть быстро прибитыми волнами к "Лёве", Т36 и подошедшим транспортам. Остальные погибли.

Примерно через 40 минут после торпедирования крен "Густлофа" достиг 22 градусов. Капитан Петерсен дал сигнал: "Всем покинуть судно, спасайся кто может!"

В отличие от картинки, в момент катастрофы на Балтике был шторм
В отличие от картинки, в момент катастрофы на Балтике был шторм

В момент погружения лайнера погибло около полутора тысяч человек, находившихся на верхней палубе, в основном дети и женщины. Более крепкие подводники, имевшие хорошую физическую подготовку, знавшие, как правильно надеть спасательный жилет, имели шансы на спасение. Миноносцы, подошедшие к месту гибели теплохода, в первую очередь вылавливали людей из воды. Именно в этот момент удалось спастись корветтен-капитану Цану и капитану Петерсену.

Присутствие "С-13" помешало принять участие в спасательной операции крейсеру "Хиппер", возможности же миноносцев по приему людей были весьма ограничены. Подняв из воды в сумме чуть больше 1000 человек, они их исчерпали, а в то же время на шлюпках и плотах все еще находилось почти вдвое большее число людей. Почти все они замерзли до подхода помощи, число выживших не превысило 200 человек.

-4

Последний человек был спасен спустя семь часов после гибели лайнера сторожевым кораблем "V-1703". Этот корабль, несший дозор в Данцигской бухте, перехватил первую же радиограмму о торпедировании и сразу направился на помощь. Попасть к месту событий он смог лишь к 06.50 утра. На одной из спасательных шлюпок среди мертвых тел обермаат (старшина I статьи) Вернер Фик (Werner Fick) обнаружил сверток с подающим признаки жизни младенцем. Ребенка удалось спасти, а впоследствии Фик его усыновил.

Итак, краткие результаты атаки С-13: пущен ко дну крупный транспорт, шедший под ходовыми огнями, но имевший маскировочную окраску и легкое зенитное вооружение, и являвшийся законной военной целью. Из имевшихся на его борту 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил погибли 406 (44 %), из 173 членов экипажа - 90 (52 %), из 373 женщин-военнослужащих - 250 (67 %), из почти 5150 беженцев и раненных - 4600 (89 %). В последнюю цифру вошло почти 3000 детей.

Велика ли была реальная военная значимость "Густлофа"? Нет. Но Маринеско этого не знал и не мог знать. Кроме того, судно могло (и было бы, без сомнения) в будущем без ограничений использоваться для воинских перевозок.

Впервые опубликовано:

https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/830875686970199

Часть первая. Диспозиция

Часть вторая. Александр Маринеско и его подвиги

Часть третья. Билет в один конец

Часть четвертая. Кто же был на "Густлоффе"

Часть пятая. Легенды