С конца 1940 года "Густлоф" был приписан ко 2-й учебной дивизии подводного плавания (2. U-boote Lehrdivision). Дивизия состояла из штаба, двух батальонов шестиротного состава и учебной флотилии подводных лодок.
Основной задачей дивизии (к концу войны в подводных силах кригсмарине их насчитывалось четыре) была начальная подготовка младших специалистов. На "Густлофе" имелись учебные классы и тренажеры. Выпускники школ направлялись на формирование экипажей новых субмарин, после чего еще в течение 4-6 месяцев проходили обучение и спаивание непосредственно в составе экипажа боевого корабля, все это время числящегося во "флотилии боевого обучения". Учитывая, что до конца войны оставалось лишь 100 дней, эти курсанты не имели никаких шансов попасть в боевые экипажи подводных лодок.
К моменту выхода в море военные составляли менее 1/4 всех людей на борту "Густлофа" (примерно 1650 человек).
После попадания трех торпед судно было очевидно обречено. Борьба за живучесть не велась. Пассажиры начали рваться наверх, к спасательным шлюпкам. На трапах и лестницах началась жуткая давка, которая усугублялась наличием у людей значительного количества огнестрельного оружия.
Спасательные средства лайнера включали в себя 12 больших шлюпок, рассчитанных на 50-60 человек каждая, 18 катеров на 30 человек и 380 надувных плотиков на 10 человек. Немцы даже успели провести в порту несколько тренировок по организации посадки в спасательные средства и правильному использованию пробковых жилетов, но все это не дало эффекта, поскольку гребцы и рулевые шлюпок в массе своей погибли или были заперты в носовых отсеках при торпедировании. Дабы дать шанс спастись слабейшим, вооруженные подводники позволяли садиться в спасательные средства только женщинам и детям. Оставшись на шлюпках и плотах в штормовом январском море без мужской силы, выжили только те, кому повезло быть быстро прибитыми волнами к "Лёве", Т36 и подошедшим транспортам. Остальные погибли.
Примерно через 40 минут после торпедирования крен "Густлофа" достиг 22 градусов. Капитан Петерсен дал сигнал: "Всем покинуть судно, спасайся кто может!"
В момент погружения лайнера погибло около полутора тысяч человек, находившихся на верхней палубе, в основном дети и женщины. Более крепкие подводники, имевшие хорошую физическую подготовку, знавшие, как правильно надеть спасательный жилет, имели шансы на спасение. Миноносцы, подошедшие к месту гибели теплохода, в первую очередь вылавливали людей из воды. Именно в этот момент удалось спастись корветтен-капитану Цану и капитану Петерсену.
Присутствие "С-13" помешало принять участие в спасательной операции крейсеру "Хиппер", возможности же миноносцев по приему людей были весьма ограничены. Подняв из воды в сумме чуть больше 1000 человек, они их исчерпали, а в то же время на шлюпках и плотах все еще находилось почти вдвое большее число людей. Почти все они замерзли до подхода помощи, число выживших не превысило 200 человек.
Последний человек был спасен спустя семь часов после гибели лайнера сторожевым кораблем "V-1703". Этот корабль, несший дозор в Данцигской бухте, перехватил первую же радиограмму о торпедировании и сразу направился на помощь. Попасть к месту событий он смог лишь к 06.50 утра. На одной из спасательных шлюпок среди мертвых тел обермаат (старшина I статьи) Вернер Фик (Werner Fick) обнаружил сверток с подающим признаки жизни младенцем. Ребенка удалось спасти, а впоследствии Фик его усыновил.
Итак, краткие результаты атаки С-13: пущен ко дну крупный транспорт, шедший под ходовыми огнями, но имевший маскировочную окраску и легкое зенитное вооружение, и являвшийся законной военной целью. Из имевшихся на его борту 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил погибли 406 (44 %), из 173 членов экипажа - 90 (52 %), из 373 женщин-военнослужащих - 250 (67 %), из почти 5150 беженцев и раненных - 4600 (89 %). В последнюю цифру вошло почти 3000 детей.
Велика ли была реальная военная значимость "Густлофа"? Нет. Но Маринеско этого не знал и не мог знать. Кроме того, судно могло (и было бы, без сомнения) в будущем без ограничений использоваться для воинских перевозок.
Впервые опубликовано:
https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/830875686970199
Часть вторая. Александр Маринеско и его подвиги
Часть третья. Билет в один конец