Можно подумать, что идея вечной жизни устарела вместе с научной фантастикой 1960-х. Но в Америке на подобные проекты выделяют миллионы долларов, а самые передовые стартапы предлагают своим клиентам вечную жизнь в сети. Наталья Конрадова изучила вопрос и выяснила, помогут ли новые технологии обрести бессмертие.
Недавно мне на глаза попалась подборка самых передовых разработок в области бессмертия. Среди разных способов — переливание крови молодых старым, мгновенное замораживание тела (крионика), колонизация Марса и так далее. Особенно выдающимся стал стартап Nectome. Его основатели предлагают… в общем, они предлагают сохранить мозг таким образом, чтобы потом его можно было закачать в сеть. Если точнее — загрузить на облако. И, вероятно, обеспечить ему вечную жизнь — по крайней мере, сетевую.
Основатель Nectome Роберт Макинтайр говорит, что главная цель стартапа — сохранить долгосрочную память. Если бы им это удалось, то люди после смерти — правда, только те, кто еще при жизни заплатил 10 тысяч долларов — стали бы чем-то вроде «конструкта» из «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Знаменитый хакер Дикси Флэтлайн давно умер, однако его сознание и главное — хакерские навыки — продолжали существовать в виртуальной реальности. Он даже сохранил характер и некоторую память.
Можно было бы удивляться, каких только фриков не существует, особенно в Силиконовой долине, если бы стартап Nectome не поддерживал Массачусетский технологический институт. В прошлом году он получил миллион долларов от MIT и еще 900 тысяч фунтов федерального гранта от Национального института психического здоровья США.
Разумеется, никто в лабораториях и исследовательских центрах не произносит слово «бессмертие». Говорят, например, «радикальное продление жизни». Желающие обрести бессмертие предлагают считать старость болезнью — чтобы можно было ее лечить и выделять деньги на медицину, а не на научную фантастику. Ну и логично, что если старость — это болезнь, то сохранение долгосрочной памяти мозга должно проходить по департаменту психического здоровья.
Почитав про то, как в Силиконовой долине обсуждают вероятность сохранения личности или хотя бы памяти человека, я спросила об этом знакомого студента отделения мозга в израильском университете имени Бар-Илана Даниэля Альтермана. Как я и предполагала, передовые исследователи мозга относятся к этому скептически.
Говоря проще, человеческая личность все время меняется и зависит от слишком многих вещей, чтобы можно было накодить себя впрок. А если кодировать приблизительно, а не во всей подробностях, то получится, как написал мне Даниэль, «сложная компьютерная игра». Это возможно, да только непонятно, зачем она нужна.
Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Screenlifer Media. У нас интересно!