57 подписчиков

Молочку обложили прослеживаемостью

778 прочитали

15 июля 2019 года в России стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. А спустя три дня Правительство утвердило введение обязательной маркировки молочных продуктов в 2020 году – соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев.

Через "Меркурий" к "Честному знаку"
Через "Меркурий" к "Честному знаку"

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня пилот продлится до 29 февраля 2020 года, оператор — Центр развития перспективных технологий. Пилотный проект — оптимальная возможностью для участников рынка обкатать технологию и в комфортном режиме подготовиться к обязательной маркировке.

Цифровой двухмерный код Data Matrix будет наноситься на отдельные категории продуктов. Среди них: молоко, сливки, сгущёнка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Работа внутри «пилота» будет построена таким образом, чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации «Меркурий», оператором которой является Россельхознадзор, и Честного ЗНАКа ЦРПТ. Для этого будет осуществлена интеграция двух систем. «Меркурий» будет контролировать сырье до завода, а Честный ЗНАК прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения.

Перечень видов молочной продукции, подлежащих маркировке в рамках эксперимента:

Код ТН ВЭД ЕАЭС / Наименование вида молочной продукции

0401

Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ

0402

Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ

0403

Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао

0404

Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, в другом месте не поименованные или не включенные

0405

Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты

0406

Сыры и творог

2105 00

Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао

2202 99 910 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

2202 99 950 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %

2202 99 990 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых и овощных соков товарной позиции 2009: 2 мас. % или более

Сам код двумерный код помимо привычных GTIN, серийного номера и кода проверки (криптохвоста), по всей видимости, будет содержать еще и поле срока годности, для того, чтобы покупатель в приложении "Честный знак" мог отследить пригодность товара к употреблению, а магазин - при его приемке от поставщика.

Схема обмена данными с национальной системой цифровой маркировки "Честный знак"
Схема обмена данными с национальной системой цифровой маркировки "Честный знак"

Меж двух огней

В материалах к распоряжению правительства сказано, что обязательная маркировка готовых молочных продуктов начнется на следующий день после завершения пилота – с 1 марта 2020 года. Перед тем как маркировка становится обязательной, правительство тестирует ее в рамках эксперимента в отдельных отраслях.

С 1 ноября молочные продукты – в частности, питьевое молоко, кефир, йогурт, творог – будут учитываться в другой контрольной системе – электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Сейчас «Меркурий» уже отслеживает поступление сырого молока на заводы переработчиков. Против введения «Меркурия» ранее выступали крупнейшие переработчики молока, в том числе Danone и PepsiCo. В качестве альтернативы они весной 2018 г. попросили ввести для готовых молочных продуктов вместо ветсертификатов маркировку.

С 1 июля 2019 года компании обязаны оформлять в системе «Меркурий» ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на готовую молочную продукцию о сырье, из которого она сделана, а в 2020 их ожидает маркировка и учет готовой продукции еще и в системе "Честный знак".
С 1 июля 2019 года компании обязаны оформлять в системе «Меркурий» ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на готовую молочную продукцию о сырье, из которого она сделана, а в 2020 их ожидает маркировка и учет готовой продукции еще и в системе "Честный знак".

Оператор системы маркировки Центр развития перспективных технологий, как указывает его представитель, выступает за интеграцию с «Меркурием» и против дублирования функций: система электронной ветеринарной сертификации могла бы контролировать сырье до завода, а цифровая маркировка – прослеживать готовую продукцию до конечного потребителя.

Интеграция систем не приведет к дополнительным затратам производителей, розница, которая уже работает с маркируемыми товарами, сможет использовать действующие решения, а обмен данными позволит прослеживать и гарантировать безопасность продукции для населения, добавляет представитель ЦРПТ.

Опыт работы малых и средних перерабатывающих предприятий показывает, что для полноценной работы с системой "Меркурий" приходится нанимать отдельного человека, а порой и двух. Насколько возрастет нагрузка на персонал, когда систем прослеживаемости станет две, остается только гадать.

По заявлению Россельхознадзора, по-прежнему остаются предприятия, которые еще не подключились к «Меркурию». Напомним, чем это грозит. Если предприятие проигнорирует правила работы с продукцией животного происхождения, его ждут санкции. Например, если у компании нет ветеринарного сертификата на продукцию, которую она продает, или компания неправильно хранит поднадзорные товары, ее оштрафуют на 10-20 тысяч рублей (по ст. 10.8 КоАП РФ). 

Мнение игроков рынка

С 2018 года ЦРПТ работает с отраслью, в рабочую группу входит более 30 компаний. Это такие производители как Unilever, «Вакинское Агро», «Галактика», «Шахунское молоко», экологическое хозяйство «Спартак»; розничные сети — «Лента», «Магнит», X5 Retail Group и интернет-магазин Озон.

Учредитель компании «Галактика» Игорь Дю:

«В июне 2019 года на полях ПМЭФ мы подписали соглашение о сотрудничестве c ЦРПТ. У нас общая цель — забота о потребителе и обеспечение пищевой безопасности на российском рынке через полное прослеживание товаров. В код маркировки включена важная информация о продукте, благодаря чему торговая сеть может автоматически контролировать не только подлинность товара, но и исключить возможность реализации просроченного товара, что тоже важно покупателю».


Директор молочного завода «Вакинское Агро» Алик Мухамадеев:

«Вакинское Агро — современный агрокомплекс, организованный в 2012 году в экологически чистом районе Рязанской области. Замкнутый цикл производства с контролем качества на каждом этапе обеспечивает высокий стандарт продукции и репутации компании. Качество продукции — это приоритет для нас. Мы гарантируем, что в наших продуктах используется только натуральное молоко, и поддерживаем инициативу по введению обязательной маркировки, которая позволит покупателю отличить такую продукцию на полке магазина. На производстве используется самая современная техника. Безусловно, необходимо будет дооборудовать линии для работы с маркировкой, но мы видим в этом преимущество для бренда экологичных молочных продуктов».

Первый зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский:

«В плане маркировки в рамках электронной сертификации это то, что надо давно было сделать. Это позволит потребителю и проверяющим органам отслеживать продукцию и понимать, как этот произведен товар и из какого сырья. Это очень существенный шаг вперед и, надеюсь, что постепенно фальсификат будет снижаться на полках наших магазинах».

/Маркировка Daily