«Улисс», «Мастер и Маргарита» и другие
Приходилось ли вам прочесть роман, который считают крупным событием в литературе, и не понять, что в нем такого особенного и почему его так ценят? Вы не одиноки! Читатели десятилетиями спотыкаются об одни и те же книги, недоумевая, в чем их ценность и значимость. Рассказываем о самых известных таких книгах.
«Улисс», Джеймс Джойс
Читая Джойса, даже ученые с мировыми именами хватаются за голову. Внешне, как кажется, все очень просто: перед нами – один день из жизни Леопольда Блума, правда, растянутый на добрых 900 страниц. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что название романа неслучайно, в нем много параллелей с историей греческого героя Одиссея (в латинском варианте – Улисса).
Но сложная конструкция – это еще с полбеды. Роман перенасыщен аллюзиями, отсылками и пародиями, в которых филологи пытаются разобраться вот уже почти сотню лет. Читать такую книгу, что и говорить, сложно, а многим и откровенно скучно.
Тем не менее, «Улисс» считается великолепным образцом модернистской литературы. Его отличает блестящий стиль, глубокий символизм и рекордное количество отсылок, ничуть не мешающих основному сюжету. Но если вы не можете оценить этот роман по достоинству, не расстраивайтесь: «Улисса» не поняли и не приняли многие.
«Пена дней», Борис Виан
«Пена дней» французского писателя Бориса Виана полна абсурда и сюрреализма – все в лучших традициях постмодерна. Здесь стригут кончики век, готовят коктейли на пианино и восхищаются Жан-Солем Партром (чей прототип, разумеется, Жан-Поль Сартр). Кому-то нравится эта причудливая атмосфера, кого-то книга удерживает историей любви, но, в любом случае, сложно понять, почему это странное произведение вошло в престижные списки самых значимых книг столетия.
На самом деле, все довольно просто. Виан блестяще спародировал своих современников, в частности, их повальную моду на экзистенциализм, который они не очень-то понимали, и сделал это необыкновенно изящно, а также добавил в текст множество исторических и культурных отсылок, а также метафор. Пара-тройка месяцев работы – вот и готов роман века.
«120 дней Содома», Маркиз де Сад
Тут, пожалуй, должны быть не только «120 дней Содома», а вообще все произведения неугомонного маркиза. До сих пор его читают с отвращением и содроганием – но читают! – и заодно задаются вопросом, зачем это было написано и почему этот француз никак не покинет книжные полки.
Работы де Сада важны не только тем, что шокируют даже современного читателя (а представьте, каково было его современникам!). «120 дней Содома» – это необыкновенное по своей структуре произведение. По сюжету, четыре человека решают достичь вершины наслаждения, для чего собирают заранее выбранных девушек и парней в отдаленном замке. Повествование следует четкому регламенту и так и пестрит числами: определенное время действия, распорядок для каждого дня, и даже описываемые страсти разделены на категории, по сто пятьдесят штук в каждой. В общем, произведение как минимум необычное.
Маркиз де Сад написал эту книгу, сидя в Бастилии, и после взятия крепости считал ее утраченной. Однако рукопись нашли. Впервые ее опубликовали в 1905-м году, спустя 120 лет после написания. Символично, не правда ли?
«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков
«Мастера и Маргариту» высоко оценили еще задолго до публикации, позже роман стал культовой книгой XX века, в него влюбилось бессчетное количество читателей. Но если говорить о литературном значении – в чем оно заключается?
Во-первых, роман, разумеется, прекрасно написан. Во-вторых, Булгакову удалось создать ни с чем не сравнимую атмосферу и построить невероятный сюжет, сочетающий в себе советскую действительность двадцатых-тридцатых годов и рассказ по мотивам библейских событий, притом что последний, наряду с линией Воланда, потребовал от него тщательной подготовки. Красота и мистическая составляющая романа вкупе со сложной историей публикации не раз заставляли читателей думать, что такая книга не могла быть написана без помощи потусторонних сил.
Некоторые критики, однако, справедливо отмечают недоработки произведения. Действительно, они есть, потому что Булгаков не успел закончить работу до своей смерти. Но нельзя не считаться с тем, что роман «Мастер и Маргарита» стал международным культурным феноменом и продолжает занимать умы исследователей и вдохновлять людей по всему миру.
«Голубое сало», Владимир Сорокин
«Голубое сало» заметно встряхнуло страну в начале нулевых. Сорокин написал сумасшедшую историю, в которой необыкновенное вещество, получаемое с помощью клонов писателей из будущего, попадает в руки Сталина и Гитлера из альтернативного прошлого. Такой угарный коктейль, конечно, не мог пройти незамеченным. В чем только не обвиняли автора, от графомании вплоть до распространения непотребщины.
Но под постмодернистской мишурой нередко скрываются впечатляющие достоинства. Сорокин смело прошелся по русским писателям, остро спародировав их стили, и поднял вопрос культурной идентичности, а заодно и кризисы, характерные для того времени. Нельзя сказать, что роман породил новый жанр и сломал какие-либо границы, однако это произведение занимает достойное место среди жемчужин постмодерна.
А вы читали эти книги? Делитесь впечатлениями о них в комментариях!
Кстати, о "Мастере и Маргарите": вы когда-нибудь сравнивали себя с героями книги? Предлагаем пройти наш тест и узнать, на кого из персонажей романа Булгакова вы похожи!
До новых книг!
Ваш Book24