11 подписчиков

Абу Али ибн Сина - Канон врачебной науки

Компьютерный вариант все 10 тома Медицинского Канона Авиценны

Под редакцией Азиатского лекаря Эргашака

Предисловие

Хвала Аллаху и слава, коей достоин он по своей возвышенности и за обильные свои милости! Да почтет благословение его и привет на господине нашему и пророку Мухаммед ﷺ и привет его сподвижникам!!

А затем скажу: один из моих преданных друзей, которому я обязан помогать, насколько позволяет мои способности, попросил меня составит книгу о медицине, содержащую общие и частные его законы, в коей подробность толкования соединилась бы с немногословным и должная ясность изложения большинства вопросов стояло бы наряду с краткостью.

Я пришел (моему другу) на помощь в этом деле. И решил, поговорит сначала об общих всеохватывающих вопросах в обоих частях медицины, то есть в части теоретической и в части практической; затем, после этого, повести речь об общих законах действия простых лекарств, и далее – о частных (проявлениях) этих законов. Потом, после этого, я говорю о заболеваниях, возникающих в каждом органе особо, при чем сперва я начинаю с анатомии данного органа и его полезности. Что касается анатомии отдельных простых органов, то о ней (будет) упомянута в первой, общей книге, так же как и об их пользах.

Покончив с анатомией данного органа, я большинстве случаев начинаю с указаний, как сохранить его здоровым, потом указываю, говоря безотносительно, на общие заболевания этого органа и их причины и касаюсь, тоже говоря вообще, путей распознавания и способов лечения таких заболеваний. После этих общих данных я обращаюсь к частным заболеваниям и в большинстве случаев также указываю сначала общее правило определения отличительных признаков, причин и проявлений заболевания, а затем перехожу к частным правилам. После этого я даю общий закон его лечения, затем излагаю частные способы терапии при помощи различных лекарств простых или сложных. О простых лекарствах и их пользе при лечении упоминается также и раньше, в Книге простых лекарств, в разделах и рубриках, которыми я считаю целесообразным пользоваться в этой книге, как ты сам , о учащийся, увидишь, когда дойдешь до нее. Здесь я повторяю из этого лишь немногие.
Что касается лекарств сложных, то полезные свойства способы смещение тех из них, кои предпочтительной поместить в фармакопее, которую я счел необходимым составить, будут упомянуты позже, в фармакопее.

После этой книги я счел за лучшее перейти к книге, тоже трактующей о частных предметах и посвященной , в особенности, тем заболеваниям, Которые, возникая, не являются свойственными именно данному, пораженному ими органу. Там же говорится и о красоте, хотя я иду в этой книге тем же путем, что и в книге о частных вопросах, которая ей предшествует. Когда эту книгу удастся окончить с помощью Аллаха великого, я составлю после нее книгу фармакопеи.

Это книга («Канон»), большей части который не может не знать и не помнить каждый, кто приписывает искусства врача и добывает (себе) пропитание врачеванием, ибо она содержит лишь то наименьшее, без того не обойтись врачу. Что же касается добавлений (которых ты должен приобретать самостоятельно) к ней, то это вещь необъятная, если Аллах великий отсрочит мою смерть и судьба мне поможет, то я возьмусь за них в другой раз. (Здесь Ибн Сино, как бы сам не уверен, что будет еще жить долго – аж как то страшно становиться!) Теперь же я составлю эту Книгу («Канон») и разделю ее на пять книг, таким образом:

Книга первая: об общих вопросах врачебной науки. Книга вторая: о простых лекарствах. Книга третья: о частных заболеваниях, внешних и внутренних, поражающих различные органы человека от темени до стопы. Книга четвертая: о частных заболеваниях, которые, возникая, не ограничиваются каким-либо одним органом, и о придании красоты. Книга пятая: о составлении лекарств, то есть фармакопея. В книге первой четыре части. Часть первая – об определения понятия медицины и о физических явлениях, составляющих предмет этой науки. Часть вторая – о болезнях, об их общих причинах и проявлениях. Часть третья – о сохранении здоровья. Часть четвертая – о способах лечения вообще.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Об Определении Понятия Медицины Отдел первый. Параграф первый. Об определении медицины

Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояния тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говориться, что искусства есть теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где-либо, кроме медицины.

Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, как воображают многие исследователи данного вопроса, будь-то этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины – не что иное, как наука, но одно из них – это наука об основах медицины, а другая – наука, о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй – название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учить только основным правилам и не входит в изложение сущности каких –либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки три, и что натур существует, допустим, девять.

А под практикой мы в медицине понимаем не (только физическое) действие и производство каких-либо телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет этот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, горячим опухолям в начале следует прикладывать что-либо отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом после этого отвлекающее средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.

Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знание практические, хотя ты сам никогда не практиковал.

Никто не вправе сказать: «Телу человека присуще три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если и это необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключает в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему не приложим термин «здоровье», ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функция (органа), предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определить здоровье, как хочешь, обусловливая его не нужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами или с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, то это относиться к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пуст и ищут истину.

В моем понятие, медицина – название службы здоровья человека в период между появлением его в утробе матери до конца дней существования на Земле обетованной. Времена Ибн Сино не существовало социальное типологическое разделение медицины. Сейчас в основном медицина на крупном плане делится: современную и народную медицину. Если ты сам своим умением не сможешь воспользоваться их службой, от них для тебя пользы мало.

В Уставе ВОЗ отмечено: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Правда, мало сказано! Ни слова об ответственности каждого из нас о своем здоровье. Здоровье значит, постоянная забота человека о себе и осознанное слежение каждый сам собой - своими здоровыми чувствами. В этом кроется все тонкости смысла здоровья. Здоровью тебе никто не подарить и после ее потери, ни за какие старания оно к тебе целиком не вернется. Здоровью надо умет беречь и сохранить на долгие годы, каком состоянии тебе подарила Природа. Только забота человека об улучшения своего здоровья с приобретением знание о своем здоровье, путем старательного изучения науки о лечения и сохранения здоровья, откроет пути познания здоровья. Тогда владеет такой человек ключи к сокровищам здоровья.

Умный человек выживает болоте, а несведущий погубить себя быть окутанным в золоте. Умным быть, значит стать ученым, не тот ученый, который много читал, а тот кто свои знания на себе испытал. Ученый без духовной смекалки, похоже на пух, которому пристает всякой грязи или к нечистотам сам легко приляпается. Когда дух человека зеркально не чист, он всякого что попало есть. У здоровом уме и здоровый дух. У здоровой души здоровое тело и долгая жизнь. Значить, без здорового образа жизни, не постичь человеку долгой и счастливой жизни.

Человек полезен обществу и себе со своим здоровьем, кто потратил своего здоровья, он уже обесценился перед обществом, в дальнейшем от него для людей пользы мало, наоборот, он становиться для своих окружающих бесполезной нощей.

Ради своего здоровья, если не сможешь лишить себя от множества сиюминутных радостей жизни своим безволием, когда взамен покидает тебя твое здоровье, тогда ты навсегда потеряешь свое здоровье, порой оно больше к тебе не вернется.

Нет большой потери для человека, кроме потери своего здоровья.

Параграф второй

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на оснований акциденций (акциденция –авориз, случай – т.е. на оснований случаи); поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках (в философии) изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присущи, а если их нет, то через познаний ее акциденций и обязательных существенных признаков.

Причины бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины – это заложенные (в теле) основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма (более подходящий перевод пневмы – душа; по греч. – дыхание, дуновение, дух; по трактовке Галена пневм – три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общий для всех видов животных, распространяется по всему телам венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органы по нервам. В христианстве пневма – святой Дух – третий облик Троицы.

В китайской и тибетской философии пневма толкуется в разных их школах более хаотичном понимании: эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя, один из разновидностей «ци», космическое дыхание, ум, божественная сила, еще придают значения по расположениям пневмы в отношении тела по сторонам от наблюдателя, восток, запад., по представлению древнего Египта пневма понимается «дыхание», так что, по их верам вдыхаемый воздух «живой», а выдыхаемый «мертвый», а в музыке и механике пневма приобретает еще более естественный характер), более отдаленная основы соки (соки - согласно гуморальной теории Галена – четыре основных жидких части человеческого тела образованные от первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь.), еще более отдаленная – элементы. Эти две (последние) основы (различаются) смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращения. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она (возникает) по превращению, определенная же форма (возникает) по сочетанию.

Действенные причины – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы (состояния) воздуха и то, что с ними связано; опорожнение (перевод не правильный: AL-istifrog’ – очищение), запор (перевод не правильный: AL-ikhtiqon – кровопускание), страна, жилище и то, что с ним связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же (причинам относится) сон, бодрствование, переход с одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой (в отношение человека).

Формальные причины – это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания. Что же касается конечных причин, то это действия. В познании действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.

Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека – как оно бывает здоровым и как болеет. Однако с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у (медицины) должны быть и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, (применяемым) при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой ( времена Ибн Сино при «лечение рукой» понималось только хирургия, на сегодняшний день вы сами понимаете, как эта фраза завоевал широкое значения от различных видов массажа до экстрасенсорики и рэйки). Все это у врачей (применяется) в соответствие с тремя разновидностями (людей): здоровых, больных и средних, о средних мы еще будем говорит и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.

И вот (теперь когда) мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела – здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду , страну, жилище, опорожнение (неправильный перевод: AL-istifrog’ – очищение), запор (Al-ikhtiqon – кровопускание), ремесло, привычки, движение (неправильный перевод: ikhtiyoru AL-harakotil-badaniyyatu – физические упражнения) и покой тела и души, возраст, пол, те не обычные события, которые случаются с телом, разумный режим питание (переведено: режим в еде и напитках), выбор (подходящего) воздуха, выбор движения и покоя, а также (выбор) лечение лекарствами и действиями руки (т.е. лечение хирургическим способом), ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.

Некоторые из этих вещей (врачу) следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начало частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики.

Когда кто-нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускаются рассуждать, доказывая существование элементов, натур, и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что-то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.

Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бытие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько-то; что натуры существуют, их столько-то и они представляют собой то-то и то-то; что соки тоже существуют, представляют собой то-то и то-то и их столько-то; что пневмы существуют, их столько-то, и они помещаются там-то; что изменение и неизменность всегда имеет причину; что причин столько-то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.

Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства (существования) тех, из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность.

Гален, когда старался, обосновать логическими доказательствами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения философа, рассуждающего об естественной науке. Точно также и законовед (faqih), стараясь обосновать, почему необходимо следовать единогласному решению (авторитетов), может это сделать не в качестве законоведа, а в качестве богослова (mutakallim). Впрочем, если врач, поскольку он врач, не в состоянии решительно доказать (свои положения), то при этом получится порочный круг.

Все 10 тома Канона врачебных наук в компьютерном варианте на тематическом виде можете читать на сайте http://ergashaka.ru