Решил вернуться к теме Императорского русского флота, и на этот раз колоризировал фотографию крейсера "Варяг", поднятого японцами в гавани Чемульпо. Снимок сделан летом 1905-ого года.
Всем известна героическая история того сражения и ее исход. Но нас будет интересовать история после подвига. 27 января 1904 года после неравного боя с японскими кораблями капитан В.Ф. Руднев решил, что крейсер исчерпал свои боевые ресурсы, был сильно поврежден, а личный состав понес большие потери. Решение было принято следующее: канонерскую лодку "Кореец" взорвать, а крейсер затопить. Русские моряки устроили на "Варяге" ряд пожаров, дополнительно открыв кингстоны (клапаны, соединяющие корпус судна с забортной водой). В 18:10 горящий крейсер опрокинулся на левый борт и затонул.
На месте гибели "Варяга" средняя глубина составляла 15 метров, но сильно колебалась из-за высокой амплитуды приливов-отливов. Во время отливов обнажался правый борт судна, по которому было можно свободно ходить. Дно было илистое, и крейсер сильно погрузился в него левым бортом. Японцев интересовал корабль - он был новый и технически оснащен гораздо лучше других русских крейсеров.
Буквально на следующий день после боя, совершенно не стесняясь судов разных стран, так же стоявших на рейде, японцы подняли на "Варяге" свой флаг и приступили к обследованию. Кстати говоря, моряки с иностранных кораблей так же устроили ряд экскурсий.
8 февраля 1904 года японцы приступили к подъему. Из Сасебо (город в Японии) привезли рабочих и инструменты, прибыли два японских парохода "Санто Мару" и "Киото Мару". В правом борту "Варяга" было прорублено четыре отверстия, через которые стали выгружать уголь и прочие грузы. Ряд личных вещей офицеров попали в местный музей, а вещи капитана Руднева были ему возвращены в 1907 году.
Далее по возможности была снята артиллерия, водолазами срублены дымовые трубы, мачты, вентиляторы и другие надстройки. Следующим шагом было спрямление корпуса корабля. По замыслу японских специалистов, рядом с крейсером на дне надо было размыть песок и ил при помощи насосов, чтобы он лег в образовавшуюся яму. Заделав многочисленные пробоины, при помощи помп общей производительностью 7000 т/ч начата откачка воды и подача воздуха. Безрезультатно. В августе мощность насосов подняли до 9000 т/ч, но эффекта не было. Было решено построить кессон для поднятия плавучести, но это успеха так же не принесло. Приближалась осень, а затем и зима, несущие штормы и непогоду, поэтому, закрепив корпус "Варяга" канатами, 30 октября 1904 года крейсер был покинут всеми.
Вторая фаза работ была начата весной 1905 года. Было решено построить деревянный кессон по всей длине корпуса, что должно повысить водоизмещение крейсера аж до 9000 т и оторвать его от дна.
Одновременно производилась очистка помещений корабля от загрязнений и наростов.К середине лета "Варяг" встал почти на ровный киль - крен составлял всего 3°. Были доставлены дополнительные насосы и 8 августа, питая помпы паром с японских пароходов, крейсер всплыл. Сразу же рабочие начали заделывать незамеченные отверстия. Сразу же корабль завели на бочку.
Началась подготовка "Варяга" к отправке на ремонт в Сасебо. В это время и сделана данная фотография. Обратите внимание, что перед войной крейсер был окрашен в зеленый защитный колер (цвет). После лежания в воде зеленая краска смылась, обнажив белую, которой корабль был покрыт еще в европейской России. Кстати, отлично сохранилось носовое украшение ( которое было снято японцами и на это место были прикреплены хризантемы) . Видна крупная пробоина, заделанная деревянным щитом ( в районе за бывшей 4-ой дымовой трубой у ватерлинии).
Согласно японскому обследованию, крейсер мог под своими машинами дойти до места, и построив временные дымовые трубы и вентиляторы, запустили двигатели.
2 ноября 1905 года был поднят японский военно-морской флаг, а имя было сменено на "Сойя".
Теперь Андреевский флаг крейсер поднимет только в 1916 году, но это уже совсем другая история.