Вторая жизнь погибшего Т-34
Про такое направление, как реставрация ретроавтомобилей знают практически все. Многие знают и про реставрацию самолетов и танков. Однако мало кто представляет, как это выглядит в реальности.
Обычно представляется это так - нашел в болоте танк, помыл его, отчистил от ржавчины, завел и поехал. Он же танк, что ему будет.
Справедливости ради, отметим, что иногда бывает и почти так. Например, танк Т-70, который сейчас находится в парке "Патриот", в свое время был отреставрирован именно таким образом. Танк провалился под лед болота, и практически законсервированным лежал там до самого момента подъема. Но это не значит, что его достали, завели и поехали - нет, даже после таких условий хранения машину нужно максимально быстро разобрать до винтика, а потом собрать заново. Поскольку через неделю нахождения на воздухе его разобрать можно будет только газовым резаком.
В этой статье я расскажу про реставрацию советского танка Т-34, довоенного выпуска, погибшего под Брянском в 1941 году.
Началось все с того, что поисковики нашли в одном из брянских болот кормовую часть танка Т-34. Все, что было выше уровня топи, по всей видимости когда-то было срезано охотниками за металлом и сдано в металлолом.
По какой причине танк погиб узнать оказалось невозможным. На левом нижнем борту корпуса имелась пробоина, диаметром 56 мм, но она выходила в шахту подвески. Снаряд разрушил пружину и направляющую ось пружины подвески катка, но стенки самого колодца не пробил — внутрь танка не попал, и следовательно, причиной гибели машины служить не мог. Больше снарядных повреждений на найденном фрагменте не имелось.
Так же на этой кормовой части имелась четырехступенчатая КПП в относительно хорошем состоянии внутренностей, но с сильно корродированными корпусом и приводами переключения передач.
Двигателя на месте не оказалось, рядом был найден сорванный с вала двигателя и полностью разрушенный вентилятор охлаждения с главным фрикционом.
Так же на кормовой части были пять катков, разной степени сохранности, четыре относительно целых узла подвески с пружинами, кормовой лист, кормовые жалюзи, топливные и масляные баки в совершенно убитом состоянии, такие же насквозь прогнившие воздушные фильтры, один из которых вообще рассыпался в труху.
Рядом так же были найдены подбашенный лист и верхний правый борт корпуса от Т-34, один ранний опорный каток и один ленивец с кривошипом.
Возникла идея восстановить танк до ходового состояния, поскольку то что осталось от танка не подверглось горению. Приступили к поиску и сбору попадающихся фрагментов раннего Т-34.
Дальнейшие поиски привели к большой удаче - находке на пункте сбора металлолома нескольких фрагментов от другого танка довоенного выпуска. Этот танк был уничтожен взрывом боекомплекта, и от него осталось всего три детали: верхний лобовой лист корпуса, левый верхний бортовой лист и люк механика-водителя. По повреждениям этих деталей можно сделать предположение, что погиб он не в начале войны — лобовой и бортовой листы имели пробоины, калибра 75 мм, сделанные немецкой длинноствольной пушкой, которая пошла в войска только с весны 1942 года. Боковые смотровые приборы механика-водителя отсутствовали, а колодцы их установки были заварены листами изнутри и снаружи.
Внимательное изучение этих деталей позволило предположить, что танк, скорее всего, попал в засаду. Поскольку один снаряд попал в лобовую броню точно под люком мехвода, выбил пробку, а сам рикошетом ушел в полностью открытый люк, оставил на нем отметину с радиальными трещинами с внутренней стороны, оторвал люк и отбросил в сторону.
Два других снаряда попали в верхний наклонный бортовой лист корпуса и тоже его пробили, но угол попадания был уже другим. Скорее всего, стреляли два немецких танковых или противотанковых орудия, расположенные недалеко друг от друга.
На другом пункте сбора металлолома была найдена разом целая россыпь артефактов: два элемента башни (задняя правая с частью борта и передняя левая с частью борта ), люк башенный в очень приличном состоянии, маска пушки, нижний лобовой лист, орудие (Ф-34), разрезанное газом на пять частей, всё тоже от танка (или танков) ранних серий.
Постепенно насобирали недостающие фрагменты разрушенных взрывом башен, девять опорных катков в разной степени сохранности, прочую мелочевку.
Очень повезло с еще одним приобретением — оригинальный подшипник погона башни в состоянии, позволяющем его восстановить.
На сборку этих деталей ушло несколько лет. Сколько бы еще продолжался процесс - неизвестно, но тут появилась возможность приобрести в Болгарии демилитаризированный корпус СУ-100. Демилитаризация заключалась в вырезании окон в рубке и полностью, варварским способом отрезанных бортовых редукторах. После такой демилитаризации корпус СУ-100 годился только на металлолом. Реставраторы решили срастить собранные детали от Т-34 и нижнюю переднюю часть корпуса СУ-100.
Так же в комплект с СУ-100 вошли полностью подвеска от СУ-100, натяжители гусениц и сами гусеницы, правда, как и следовало ожидать, позднего типа.
Так же братья-болгары порадовали неожиданным бонусом — у них оказались четыре ранних опорных катка от Т-34 и один ленивец.
Путем всевозможных обменов удалось разжиться еще и новыми (с хранения) запчастями — кормовыми топливными баками, маслянными баками, воздушными фильтрами послевоенного типа, радиаторами, вентилятором, главным фрикционом, пятиступенчатой КПП, бортовыми фрикционами, полным комплектом тяг управления, кулисой переключения передач, кое-чем из электропроводки.
Оставался один вопрос — где взять или как отремонтировать двигатель. Вопрос совершенно неожиданно решился сам собой — для совершенно других целей был куплен списанный БТС-4, под разделку. У него, на удивление, оказался хорошо законсервированный двигатель и, как потом оказалось, совершенно исправный!
Решено было поставить на Т-34 именно этот мотор.
Теперь 90 процентов танкокомплекта было в наличии. Оставалось много недостающих деталей, таких как сиденья экипажа, боеукладка в боевое отделение, панель приборов, баллоны воздухопуска, топливные баки в БО, прицелы, механизмы поворота башни и наклона ствола орудия и т.п., но их поиск и приобретение решено было осуществлять попутно со сборкой танка.
Гусеницы раннего типа, широкие, были изготовлены на заказ.
Сборка машины началась весной 2015 года...
К сожалению, несколько самых первых фотографий процесса реставрации реставраторы потеряли вместе со слетевшим компом.
Немного фото и видео сборки танка:
Видео танка на ходу можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=jXRztT8Ev2A