На примере фильма "Солярис" рассмотрим тайны режиссёра Тарковского Андрея Арсеньевича
Рецензия на фильм «Солярис» советского кинорежиссера, сценариста Тарковского Андрея Арсеньевича
Девиз фильма: Если у Вас проблемы, то Вам нужен психолог, а может быть и бог!
Жанр фильма, фантастическая драма.
Актерский состав:
Донатас Юозович Банионис (фильмы: «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля», «Красная палатка», «Командир счастливой «Щуки»») в роли психолога Криса Кельвина;
Наталия Сергеевна Бондарчук (фильмы: «У озера», «Пришел солдат с фронта», «Звезда пленительного счастья», «Юность Петра», «В начале славных дел») в роли Хари бывшей жены Криса Кельвина;
Юри Евгеньевич Ярвет (фильмы: «Мертвый сезон», «Король лир», «Отель «У погибшего альпиниста»», «Михайло Ломоносов», «Слеза князя тьмы») в роли ученого на станции «Солярис» Снаута.
Остальные актеры выполняли второстепенные роли Анатолий (Отто) Солоницин в роли Сарториуса, Николай Гринько в роли отца Криса Кельвина, Владислав Дворжетцкий в роли пилота Арни Бертона.
Ведущую роль режиссер отвел Банионису, Бондарчук и Ярвету. Эта тройка играет главные роли на станции «Солярис». Крис Кельвин психолог, получился настоящим психологом (святым отцом), которому удалось остановить геноцид, «гостей» устроенный Сарториусом и Снаутом, и установить контакт с океаном Соляриса (завершение миссии). Бывшая жена Криса, Бондарчук в роли Хари реальна. Снаут уставший ученый, но не опустивший руки покаявшийся. Анатолий (Отто) Солоницин в роли Сарториуса, отлично сыграл роль ученого, которому нравятся опыты на «гостях» и признающего лишь одну человеческую расу, и готовый с энтузиазмом работать дальше. Отто Солоницин прекрасно справился, как и в роли светловолосого капитана Абвера в фильме «Один шанс из тысячи» снятый под художественным руководством Тарковского.
В фильме чувствуются нотки русского патриотизма. В сцене, где пилот Бартон выступает перед учеными с докладом о своих итогах миссии, на заднем плане мы видим Константина Циолковского, Юрия Гагарина основоположника теоретической космонавтики и первого космонавта человечества. В своих диалогах актеры цитируют Толстого и Достоевского. Следует процитировать Станислава Лемма автора романа «Солярис»: «А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю, а прежде всего — мать, а мать — это Россия, Родина, Земля», Станислав Лемм угадал на сто процентов основную идею фильма.
Фильм насыщен мировыми произведениями искусства: полотна Брейгеля, копия Венеры Милосской, икона Троицы, музыка Баха, цитирование Гете и древнегреческой мифологии «Миф о Сизифе», в конце фильма Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына. Данный прием был сделан для понимания фильма иностранными зрителями.
Символичным смотрится эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам, снимали в Токио «Городе будущего» по мнению Тарковского. Эта сеть скоростных дорог «Сюто», была построена Японцами до 1964 года и режиссёр не ошибся в облике «Города будущего». В России такие развязки появились лишь 40 лет спустя, в настоящее время это уже не смотрится фантастично, и Российские космонавты ездят по таким же развязкам, размышляя о предстоящих космических полетах.
Достойно сделаны спецэффекты, дизайн и интерьеры космических кораблей. Интересна находка режиссёра со схожестью интерьеров космического корабля с земными «домашними» интерьерами, особенно красиво смотрится эпизод с канделябром, с горящими свечами и люстра в невесомости – классика фантастического космоса.
Отлично смотрятся пейзажи центральной России летом и поздней осенью, а вид океана, снятый методом контакта активных жидкостей, смотрится по-настоящему – фантастично.
Одежда героев обыкновенная, соответствующая эпохе 70-х годов 20 века. По прилету на станцию «Солярис» на Крисе надет армейский летный костюм это отражает его роль космонавта-руководителя экспедиции, а потом Крис ходит в домашнем халате и пижамной рубашке, чувствуется работа психолога (святого отца).
Электронная музыка Эдуарда Артемьева соответствует масштабу фильма.
В фильме прослеживаются одинаковые режиссерские постановочные приемы с другими фильмами Андрея Тарковского, а именно:
завуалированная тема существования бога, лейтмотив Тарковского. Музыка Иоганна Баха «Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» (BWV 639)», что в переводе с немецкого «Взываю к тебе, Господи» завуалированная тема поклонения человечества богу, по аналогии с фильмом «Сталкер», где тема поклонения бога завуалирована комнатой исполнения желаний (храм, церковь) в которую надо зайти и просто попросить;
тема отражения самого себя настоящего, лейтмотив Тарковского. В приходящих «гостях» люди видят свои пороки и недостатки. На станции один из членов команды Гибарян не выдержал и покончил с собой из-за стыда, к нему приходила несовершеннолетняя девушка «гость» которую он растлил. В фильме «Зеркало», весь фильм смотрит своими глазами главный герой Алексей на самого себя, а фильме «Сталкер» люди боятся попросить в комнате желаний, что-либо, так как по-настоящему, исполнится сокровенное желание, соответствующее сути и натуре человека, а какая она добрая или плохая это сам человек не видит;
эпизод страданий голой Хари на спине, после того как она выпила жидкий азот, аналогичен эпизоду страданий голой жены Сталкера (Алиса Фрейндлих) в фильме «Сталкер»;
эпизод где мать Криса моет ему руку из кувшина с тазиком, аналогичен эпизоду из фильма «Жертвоприношение», где горничная Мария моет руки главному герою Александру.
Во всех художественных фильмах Андрея Тарковского присутствуют:
голая девушка, трава или водоросли в воде (река, пруд), журчание воды, пение птиц, лошадь (по Библии – воплощение совершенного творения Божьего), пейзажи Земли, дождь, сцены, снятые на черно-белую пленку и цветную пленку символизирующие прошлое и настоящее, преимущественно в мизансценах присутствует три актера;
музыка Иоганна Баха звучит в фильме «Зеркало», «Жертвоприношение».
Самый яркий эпизод фильма: Заключительный эпизод фильма, где Крис вернулся домой к отцу, и камера покачиваясь поднимается над этой территорией, где зритель видит остров с частичкой Земли в океане Соляриса.
Однотипные действия разных актеров в разных эпизодах: в данной картине не просматриваются.
Вывод:
фантастическая драма Андрея Тарковского «Солярис» дает повод для нескольких выводов:
кинокартина патриотична для русского зрителя, так как показывает ведущую роль русских ученых и космонавтов в освоении космоса, символическим признанием этого является, то что в настоящее время, в США, в городе Хьюстон у штаб-квартиры NASA установлен бронзовый бюст во весь рост первого космонавта земли Юрия Гагарина, также памятник первому космонавту есть и в центре Лондона в Англии;
в 70-е годы 20 века картина показывала государственным и партийным деятелям того времени (1973 год) отставании инфраструктуры градостроительства СССР от Японии, примерно на 10 лет;
в фильме делается напоминание человечеству опасности идей национал-социалистической партии о превосходстве рас, люди-ученые в лице Сарториуса и Снаута, вместо попыток установления контакта с «мыслящим океаном Соляриса» пытались подвергнуть его жесткому рентгеновскому излучению и уничтожали «гостей» (недочеловеков) воспроизведенных этим океаном, а они являлись им вновь и вновь и беспокоили их, но результатов они не достигли, их мучила бессонница, злость, раздражительность;
фильм показывает, как человеку попав в сложную ситуацию, трудно остаться человеком. Герои страдают пороками, обретёнными на жизненном пути в прошлом и им сложно выйти из этой ситуации, «мыслящий океан Соляриса» в лице Хари говорит: «Крис наиболее последовательный и в нечеловеческих условиях ведет себя по-человечески, а вы (Сарториус и Снаут) делаете вид», человечеству следует задуматься, кого можно посылать в космос, а кого нельзя;
фильм показывает, когда люди вспоминают о боге. В данном произведении роль Кельвина Криса психолога, отождествлена с деятельностью святого отца, так как Тема бога в Советском Союзе в 70-е годы 20 века была табу. Напрямую бог не упоминается, тем более в высокотехнологичных отраслях, связанных с космосом и государством СССР;
основная идея фильма заключается в том, что человечество это – дети своей матери, а мать — это Россия, Родина, Земля.
С уважением,