Рецензия на мультфильм "Планета сокровищ"

391 прочитал
Мир кинематографа полон противоречий: картины, с треском провалившиеся в прокате, с годами становятся признанными шедеврами; обруганные в пух и прах критиками киноленты обретают всенародную любовь, а

Мир кинематографа полон противоречий: картины, с треском провалившиеся в прокате, с годами становятся признанными шедеврами; обруганные в пух и прах критиками киноленты обретают всенародную любовь, а фильмы, планируемые в качестве проходных, внезапно выстреливают, сгребают бесчисленное количество наград и славу среди зрителей заодно. И мир анимации не стал исключением. Здесь также есть свои герои, с чудовищными сборами в прокате, но горячо любимые людьми спустя годы. Одной из таких картин является «Планета сокровищ» - достаточно вольная экранизация романа Роберта Льюиса, ставшая самым большим разочарованием для своих создателей. Невероятно провальная по кассовым сборам работа студии Диснея, принёсшая около 70 миллионов долларов убытков. Но если спросить о ней любого, кто смотрел этот мультфильм, ответ будет неизменным – это потрясающая и захватывающая история, к которой хочется вернуться снова и снова.

«Планете сокровищ» можно смело дать звание заслуженного долгостроя компании Дисней: около семнадцати лет производства, более тысячи специалистов за работой и 140 миллионов долларов затрат.

Идея «Острова сокровищ в космосе» – первоначального названия картины – пришла к создателям Рону Клементсу и Джону Маскеру ещё в 1985 году, но руководство студии, включая Джеффри Катценберга, её не поддержали, отдав предпочтение работе над другим их проектом – «Русалочке», ставшему впоследствии успешным. Затем последовали «Аладдин» и «Геркулес», и только потом «Планете сокровищ» дали долгожданный зелёный свет. Казалось бы – мучительное ожидание, но оно пошло картине только на пользу, поскольку замыслы создателей сильно опережали тогдашние возможности технологий. Динамика в кадре, постоянные вращения камеры вокруг персонажей – всё это было невозможно реализовать в 80-е годы, зато стало возможным с приходом компьютерной анимации и 3д-моделирования.

И что же получилось в итоге? В итоге вышло красочное и захватывающее повествование в стиле аэропанк. Герои и события претерпели некоторые изменения, но фабула осталась неизменной. А вот среда и обстановка одновременно знакома и в то же время совершенно нова. Вроде бы привычные глазу шхуны вместо океанов и морей бороздят космические туманности. Среди обиходных вещей викторианской эпохи нет-нет да и появится что-то из технологий будущего, вроде голографического кулона Сары Хокинс или гравитационного генератора на корабле. Или, к примеру, смена пейзажа за окном в промозглую погоду, или же роботизированные хранители правопорядка – этакие Робокопы. Месяц за окном оказывается целым космопортом; «солнечные паруса» состоят из чешуек-панелей, которые искрятся золотом под дневными лучами. Интерактивная карта сокровищ с захватывающим дух интерфейсом, в которой какое-нибудь Магелланово облако рассыпается звёздной пылью от лёгкого касания пальцев, а Коралловая галактика стремительно проплывает мимо, переливаясь сотней ярких огоньков.

Мир кинематографа полон противоречий: картины, с треском провалившиеся в прокате, с годами становятся признанными шедеврами; обруганные в пух и прах критиками киноленты обретают всенародную любовь, а-2

А сам космос! Не холодный и тёмный вакуум, в котором не слышен чужой крик и в котором невозможно дышать, а тёплый и волшебный Эфириум, полный стай летящих птиц или плывущих китов. Красочный и искрящийся, с пламенными туманностями и ледяным сиянием звёзд, зовущий к приключениям и в то же время полный опасностей.

И поражает сама мысль о том, что эта сотня и одна деталь, любовно продуманная создателями, укладывается под некий алгоритм, определённую закономерность. Это так называемый «закон 70/30» , где 70% было отдано традиционному виду рисованного мультфильма, а остальные 30% - компьютерному. По этому же принципу большая часть антуража соответствовала эстетике викторианской эпохи, и лишь малая часть – жанру научной фантастики. По этой причине, несмотря на наличие бортовых компьютеров с точной вычислительной системой и мощными реакторами, герои совершенно ничего не знают о сотовых телефонах или телевидении, а оружие у них хоть и лазерное, но выполнено в виде старинных мушкетов и винтовок.

Казалось бы – к чему такая морока? Все эти просчёты, соотношения… однако именно благодаря такой закономерности создателям удалость угнаться за двумя зайцами. С одной стороны, многое в этом мультфильме зрителю было знакомо и привычно, а с другой – удалось привнести нечто новое и свежее в повествование. В итоге картина мягко, умело и органично подала свою самобытность и уникальность.

Ещё одна важная деталь, которая делает эту картину безумно захватывающей – её динамика. Количество экшн-сцен в «Планете сокровищ» с массой взрывов, перестрелок и погонь просто потрясает, при этом активное действие не вытесняет собой все остальные составляющие части истории, что сохраняет такой важный и хрупкий баланс.

«Бывают ночи, когда ветры Эфириума так манят свободой, что душа парит над землёй, несясь в заоблачные выси»
Мир кинематографа полон противоречий: картины, с треском провалившиеся в прокате, с годами становятся признанными шедеврами; обруганные в пух и прах критиками киноленты обретают всенародную любовь, а-3

Зритель парит в облаках, рассекая воздух вместе с главным героем, Джимом Хокинсом. Свободное падение и дикий драйв, полёт навстречу ветру, восторг и шквал адреналина – всё это передаётся в каждом движении, каждой изображаемой детали: будь то трепещущая ткань куртки, развеваемой потоками воздуха, или сумасшедшее вращение героя в пространстве и камеры вокруг него. Сцена захватывает с самого начала и не отпускает зрителя, не давая ему расслабиться до своего завершения. Напряжение, нарастающий восторг и как кульминация – эйфория от каждого нового поворота и преодолённого препятствия.

И таких эпизодов в мультфильме немалое количество, и все они сняты интересно и живо. Сумасшедшие погони, бурлящие кровь от волнения, взрывы, горящие обломки планеты-ловушки. И во время всех этих сцен камера находится в постоянном движении, но при этом всё происходит плавно, хотя и крайне динамично. Всего этого создатели сумели добиться благодаря технологии «Виртуальных съёмок», впервые опробованных на «Тарзане». Однако если в сказке про мальчика из джунглей эта технология была использована по большему счёт только в сцене скольжения Тарзана по лианам, то в «Планете сокровищ» с её помощью была создана львиная доля эпизодов. Но что же такое «Виртуальная съёмка»? Это технология, с помощью которой аниматоры создавали виртуальную съёмочную площадку, которую можно было крутить так, как душе было угодно; камеры с лёгкостью выписывали виражи, как в обычном игровом кино; глубина восприятия, положение каждого героя в кадре – всё это позволяло сделать динамичные сцены яркими и захватывающими. Именно поэтому та же погоня Скрупа за Джимом снята так кинематографично: с характерной плавной «тряской», имитирующей бег, крутыми разворотами камеры, чего было бы безумно сложно добиться одной лишь традиционной рисовкой.

Сами герои и их взаимоотношения также не остались без внимания. Они преобразовывались в процессе своего создания во время работы с актёрами озвучки. Дизайн кропотливо прорабатывался под вдохновением от образов реальных людей. Озвучка движений Сильвера трепетно подбиралась создателями из звуков жестяных ветряных игрушек, а Б.Э.Н., изначально задуманный замкнутым и нелюдимым роботом, после импровизаций Мартина Шорта, преобразился и стал общительным и жизнерадостным очаровательным персонажем, в придачу получившим в несколько раз больше экранного времени, чем планировалось.

Доктор Ливси и Сквайр Трелони стали одной личностью – Доктором Допплером – простодушным и в то же время отважным учёным. Капитан Смолетт обернулся очаровательной и от того не менее авторитетной женщиной-кошкой Амелией.

Мир кинематографа полон противоречий: картины, с треском провалившиеся в прокате, с годами становятся признанными шедеврами; обруганные в пух и прах критиками киноленты обретают всенародную любовь, а-4

Сам Джим Хокинг из доброго смелого мальчика стал «трудным» подростком с гордым нравом и бунтарским характером. «От меня одни неприятности», «Я всегда тебя подвожу», – произносит Джим, обращаясь к своей матери в одном из диалогов. И как часто эти фразы повторяют про себя ещё тысячи подростков? Стремление доказать всем и в первую очередь самому себе свои способности – это стало тем, что вызвало горячий отклик у юной части зрителей. Именно поэтому особый трепет вызвали перемены и в Сильвере, вернее, в его отношении к главному герою. В «Планете сокровищ» старый пират на какое-то время становится Джиму отцом, помогает ему стать сильнее морально и в то же время сам меняет свой взгляд на многие вещи. Ключевой сценой является выбор Сильвера между мечтой всей жизни – сокровищами Флинта – и жизнью Джима в минуту опасности. В конечном итоге Джим из запутанного подростка без какого-либо будущего превращается в уверенного в себе юношу, прокладывающего свой жизненный путь самостоятельно.

Так почему настолько детально продуманная картина потерпела такой оглушительный провал? Причины до сих пор непонятны. Дело ли в том, что сами создатели не поверили в успех своего детища, и это дало повод для слухов, негативно повлиявших на ход проката? А может, причина кроется в решении самой компании грамотно прикрыть очередное отделение двухмерной анимации, когда на арене уже полноправно торжествовали объёмные компьютерные модели? Увы, это так и останется загадкой.

Но одно ясно точно: «Планета сокровищ» умудряется даже сейчас выглядеть ярко и свежо, проходя проверку временем – не это ли один из главных показателей качественной картины? Не говоря уже о горячей любви всех тех, кто имел счастье познакомиться с этой потрясающей историей.