2,2K подписчиков

Директор школы Татьяна Грабарник: МЭШ прочно вошла в нашу жизнь

159 прочитали

Статья для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Игорь Бабаян

Автор Игорь Бабаян Директор школы №1557 имени П.Л. Капицы Татьяна Грабарник успешно управляет образовательным учреждением в Зеленограде, входящим в тридцатку лучших в Москве.
Директор школы №1557 имени П.Л. Капицы Татьяна Грабарник успешно управляет образовательным учреждением в Зеленограде, входящим в тридцатку лучших в Москве.


Татьяна Николаевна, вы — успешная женщина, умело управляющая школьным линкором: школа № 1557 — лучшая в Зеленограде и в 30-ке лучших в Москве, а это, как говорится, дорогого стоит. Как пришли в профессию? Почему выбрали нелегкую учительскую долю, ведь столько необременительных профессий вокруг?

— Да у меня и выбора не было (смеётся). Меня мама назвала в честь своей любимой учительницы и предопределила мой выбор профессии. Так с детства и учительствую... Сначала учила кукол. Быстро поняла, что без обратной связи неинтересно. Начала организовывать, как сейчас бы сказали, «школьное пространство», во дворе, играя с ребятами. Правда, в основном это был уроки физкультуры, а именно, подвижные игры, в которые все мы тогда самозабвенно играли в своих дворах. Читать, правда, ребята не очень хотели, но я упорно заставляла (смеётся), зато любили, когда я читала или рассказывала сказки.

— Стало быть, «все мы родом из детства»?..

— Еще бы. Запомнила свой первый учительский триумф. В нашем большом классе (40 человек по нынешним меркам много, а когда-то было вполне нормально) учился мальчик, которому плохо давалось учение, а учительница географии, женщина строгая, так и вовсе вызывала у него оторопь. Как-то подозвала она меня и говорит: "У Сережки «два» выходит. Выучишь с ним все столицы союзных республик, и если он сможет показать их на карте, то получит «три», а ты — «пять» (у этой учительницы «пятерку» получить было почти невозможно). И нам это удалось. Весь класс аплодировал. Это был настоящий праздник. А я, пока учила одноклассника, увидела его совсем с другой стороны: вместо унылого троечника — увлечённого машинами человека. От него я узнала много нового о технике. Так что ещё неизвестно, кто кого учил! С ним я получила один из главных уроков жизни: оказывается, научить можно любого человека, если ему это интересно, важно и нужно. Учиться и учить — это неразделимые понятия, каждый из нас в жизни выступает в роли и учителя, и ученика,

В общем, я шла в профессию с открытыми глазами, и никогда не думала, что буду учить послушных, милых, добрых отличников. Понимала, что все разные и к каждому придется подобрать свой ключик. Неудача ребёнка — это неудача взрослых, которые его окружают. Уверена, что каждый человек по-своему талантлив, а станет ли он успешным, зависит от того, умеет ли он трудиться, ставить цели, планировать свою жизнь. Помочь ему в этом и должен учитель. Мне самой с учителями очень повезло: было с кого пример брать.

Звенит звонок...

— Каждое школьное утро, как и полагается директору, вы начинаете с традиционного звонка. Какие чувства он навевает?

— Вы знаете, звонки в школе сегодня другие. Это популярные мелодии, которые поднимают настроение. Но вот традиционный первый звонок, который у нас звучит 1 сентября, неизменно с 1979 года производит на меня очень большое впечатление. Даже удивительно: 40 лет проработать в системе образования и до сих пор волноваться … Первый звонок, первый урок, новый учебный год — для меня это точка отсчёта, большие ожидания, символ чего-то нового. Новой ступени, новых целей, нового ритма. Хотя, конечно же, я прекрасно понимаю, что 1 сентября — это дань традиции.

Традиции, очевидно, предполагают и непременную ответственность учителя за своего ученика? Не хочется вспоминать ту пору, когда вдруг выяснилось, что учитель всего-навсего оказывает образовательные услуги …

— Насчет ответственности скажу так. В первую очередь, ответственность за ребенка несут его родители. И когда дети приходят в школу, то каждый из них остается ребенком своих родителей. Но ответственность, которую несёт за ребёнка в школе педагогический коллектив, безусловно, велика. В первую очередь, это ответственность за жизнь и здоровье. Это главное. Именно поэтому, если ребенок жалуется на плохое самочувствие, мы незамедлительно вызываем скорую помощь. Учителя привыкли мгновенно реагировать на жалобы детей. Несмотря на то, что в корпусах школы работают медицинские сестры и врачи, все педагоги обучены приемам оказания первой помощи. В общем, главное — чтобы наши дети были здоровы. А здоровому ребенку, как известно, легче даётся обучение.

Мы отвечаем, конечно же, за развитие детей, их обучение на высоком уровне. При этом и сами учителя много, как никогда раньше, учатся. Иначе сегодня просто нельзя. И вы знаете, какую ответственность сегодня ощущаем мы, педагоги, особенно остро? За будущее наших детей. За успешное профессиональное будущее, к которому их необходимо подготовить.

К моему большому сожалению, не все родители видят и чувствуют те изменения, которые происходят. Они говорят: нас же хорошо учили, значит и наших детей можно так же хорошо научить. Но позвольте, во-первых, мы сегодня обучаем новое поколение детей. Во-вторых, мы просто не имеем права не считаться с вызовами времени, не можем учить новое поколение по-старому, как сами когда-то учились. И здесь на первый план выходит доверие к школе. Нам, педагогам и родителям, необходимо работать вместе, в одной связке. А для этого нужно, чтобы родители школе доверяли, а мы готовы это доверие оправдывать.

Доверие — это очень важно. И я наших родителей призываю доверять профессионалам, которые учат их детей. В том числе, учат по-новому, в любых открытых пространствах (и это не обязательно привычные всем классы!), с использованием новых технологий и оборудования, ресурсов партнеров. Многие из наших родителей – выпускники нашей школы. И я говорю: приходите, посмотрите своими глазами, как всё изменилось, как работает сегодня школа. У нас есть открытые мероприятия, когда мы показываем наши лаборатории и проекты, которые делают ребята под руководством учителей и партнеров, а можно просто позвонить, договориться и прийти в школу.

А вот что касается образовательных услуг … Да, безусловно, в школе мы оказываем образовательные услуги. Это так. Вопрос в том, какой смысл в эти слова вкладывается. В нашем случае — от слова «служение». Потому что учителя были и остаются людьми, для которых на первом месте высочайшая ответственность и преданность своему делу. Учить детей — это призвание и служение.

МЭШ — полет в будущее

— Вы - руководитель со стажем, вам есть с чем сравнивать. Насколько МЭШ, которой были особо впечатлены российские и зарубежные участники прошлогоднего «Города образования», а также другие инновации способствуют успехам школы?

— Я бы о себе сказала — управленец со стажем. И этот путь я прошла от старшей пионерской вожатой, учителя, завуча до председателя Комитета народного образования Солнечногорского района, директора школы и директора образовательного комплекса. Прошла все ступени, освоила все направления. Все мои успехи как управленца непосредственно связаны с системой образования. Поэтому, когда вы говорите об успешном управлении школьным линкором — это приятно слышать. Помимо всего, это также означает, что изменения в нашем столичном образовании, его успехи и достижения сегодня заметны.

Конкретно: у нас 3,5 тысячи детей, 6750 родителей, а уж сколько бабушек и дедушек…

— А в преподавании, как в футболе, как известно, разбираются все …

— И у каждого своё видение того, как должно вестись обучение и воспитание, но при этом каждому необходимо владеть многими компетенциями, чтобы понимать происходящее и, осознавая это, хотя бы немного заглядывать вперёд, в будущее. Инноваций сегодня в школах Москвы много. Дети учатся совсем не так, как учились мы с вами и наши дети, и это правильно. Было бы удивительно, если бы ничего не изменилось.

Что касается МЭШ (Московской электронной школы), то этот проект, инициатором которого стал мэр С. Собянин, настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является уже совершенно естественным для каждого нашего учителя. Все мы (и даже я, директор) используем МЭШ ежедневно, потому что это очень удобный инструмент для подготовки и проведения урока: современного, насыщенного, увлекательного для детей. В МЭШ наши учителя и сами разрабатывают сценарии уроков, которые добавляют в МЭШ, и пользуются разработками коллег. Воспитатели, которые работают с дошколятами, тоже с удовольствием используют МЭШ для проведения занятий.

Но МЭШ ведь создана не только для учителей, но также и для детей и их родителей. Это и электронный журнал, и дневник, и обширная библиотека электронных материалов, и возможности для самодиагностики. Ребенок пропустил урок, не понял тему? Срочно нужен учебник, которого нет под рукой? Нужно облегчить вес школьного рюкзака, скачав учебники на планшет? Пожалуйста. Всё это можно найти и сделать в МЭШ. И то, что МЭШ открывает свои ресурсы, становится открытой и доступной всему миру — это правильно.

Кем быть?

— На одной из недавних пресс-конференций в Департаменте образования и науки Москвы речь шла о выборе столичного школьника, его самоопределении. Какие предпрофессиональные классы действуют в школе №1557 и насколько они эффективны?

— Предпрофессиональные классы — это практико-ориентированное обучение с углубленным изучением предметов. В нашей школе сегодня представлены все московские предпрофессиональные проекты: инженерный, медицинский, академический (научно-технологический), кадетский классы, а также Курчатовский проект.

С нового учебного года по инициативе мэра в Москве открываются 30 IT-классов, и мы очень надеемся войти в этот проект. Также будем очень рады включиться в проект «Новый педагогический класс». Появится у нас и IT-полигон. Участие в каждом таком проекте — это не только возможности для ребят (они очень большие), но и огромная ответственность для школы. Это ответственность за результат: поступление наших ребят в вузы-партнеры, итоги предпрофессионального экзамена и т.д. Без преувеличения, это ответственность за успех наших выпускников в жизни, ведь мы должны обеспечить тот задел, который в дальнейшем поможет им стать успешными профессионалами.

Что дает старшеклассникам обучение в предпрофессиональных классах? Это и профориентация, и получение практических профессиональных знаний, и знакомство с вузами и предприятиями, и возможность получить дополнительные баллы ЕГЭ за счет участия в предпрофессиональной конференции, олимпиаде, экзамене. Вот сейчас в апреле все наши ребята успешно сдали свои предпрофессиональные экзамены. У нас 19 победителей и призеров Курчатовской конференции, 7 победителей и призеров предпрофессиональной олимпиады в рамках Московской олимпиады школьников.

Есть и дополнительные возможности: наши будущие медики, к примеру, параллельно со школой обучаются и получают сертификаты младшей медицинской сестры по уходу за больными. Очень многие ребята становятся обладателями сертификатов по самым разным направлениям, начиная от сферы IT и заканчивая такими профессиями, как автослесарь, фотограф, цифровой куратор и другие. «Профессиональное обучение без границ» — так называется этот проект, и он полностью себя оправдывает.

Возвращаясь к предпрофессиональным классам, хочу особенно отметить, что благодаря участию в этих проектах наша школа располагает современными лабораториями и интереснейшим оборудованием. Чего стоит один интерактивный «пироговский» анатомический стол в медицинской лаборатории! Наши партнеры по проектам — ведущие вузы и высокотехнологичные предприятия.

Это, без преувеличения, новый этап развития образования, и я хочу отметить, что очень грамотную стратегию выстроил в этом направлении Департамент образования и науки Москвы. Ведь это работа на запрос общества. Сегодня нам не хватает инженеров, медиков, IT-специалистов, и вот мы начали готовить их в школе. Очень серьёзный запрос и со стороны вузов, не зря с инженерными классами сотрудничают 23 вуза столицы! Ведущие вузы Москвы работают в партнерстве и с медицинскими, и академическими классами (Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова, МФТИ, МТУСИ, МИРЕЭ и др.). Дело в том, что начинать получать знания по будущей профессии в институте или сразу после него — в наши дни уже поздно. И если раньше только школы были всерьёз заинтересованы в сотрудничестве с вузами, то сегодня вузы ничуть не меньше стремятся вступить в партнерство со школами и их предпрофессиональными классами.

В целом, 98% выпускников нашей школы поступают в вузы, из них 84% поступают на бюджетные места.

Уроки истории

— Вы — историк по образованию. Каково ваше отношение к современным учебникам истории и к учебникам вообще? Как относитесь к попыткам переписать историю? Ведь в иных странах по учебникам выходит, что, допустим, 2-ю мировую войну выиграла одна лишь Америка?!

— Я отношусь к учебнику как к инструменту. Но настоящий учитель не может работать, используя только учебник, потому что таким образом невозможно помочь ребенку сформировать мировоззрение. Необходимы различные источники, дополнительная наглядность (Вспомним МЭШ, это большое подспорье для учителя в таких вопросах). И я, разумеется, резко отрицательно отношусь к попыткам переписывания истории. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский очень мудро определил предмет исследования: это «то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е., изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться…».

Роль личности. И не только в истории.

— У школы много «площадок » . Как успеваете управляться с данным большим хозяйством?

— Не такое большое у нас хозяйство (улыбается). У нас 8 корпусов, три из которых являются полностью школьными зданиями (старшая школа, подростковая школа и школа с 1 по 11 классы с реализацией программ международного бакалавриата), а остальные либо сочетают начальные классы и дошкольные группы, либо являются чисто дошкольными зданиями. Также у нас есть корпус дополнительного образования. Как с этим управляемся? Вы знаете, у нас не самая большая школа. В Москве есть школы, которые, поверьте, очень хорошо управляемы, и у них по 15 зданий и по 6 тысяч детей, (для сравнения, у нас - 3,5 тысячи). На самом деле, не имеет значения: 3 здания у школы, 8 или 15. Если у руководителя и его команды есть стратегия управления, если коллектив хорошо понимает свою миссию и принимает общие ценности, то система выстраивается быстро. Очень давно об этом хорошо сказал китайский мыслитель Сунь Цзы: «Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации».

— Средняя зарплата в школе выше, чем в среднем по московскому образовательному комплексу. За счет чего это достигается?

— У учителей московских школ сегодня очень достойная зарплата. И это правильно. Ответственность на учителе огромная, задачи — важнейшие, мы с вами с этого как раз и начали наш разговор. Складывается заработная плата учителя нашей школы из разных составляющих, в том числе, помимо тех часов, которые ведут учителя по своим предметам, это целевые субсидии Правительства Москвы за классное руководство и работу с Московской электронной школой. Это дополнительные платные образовательные услуги. Это Гранты правительства Москвы, которые наша школа получает за высокие результаты по итогам учебного года.

— Посмотрел на сайте школы рубрику "достижения" и впечатлился ... Ощущение такое, что школа — это своеобразная фабрика рекордов! Кого из преподавательского состава хотели бы отметить?

— Вы знаете, мы не зацикливаемся на тех или иных направлениях, наверное, в этом и секрет. Мы уважаем и признаем все достижения наших ребят. Они у нас не только олимпиады выигрывают и соревнования по робототехнике, конечно же, они и в спорте достигают высот, и поют, и танцуют, и театром увлекаются, и в диспутах на английском языке побеждают — всего и не перечислишь. Чем успешнее наши ученики, тем успешнее школа. Поэтому мы всегда готовы им помогать. Главное — видеть в ребенке личность. Таланты могут проявляться по-разному, наша задача — создать как можно больше возможностей, чтобы проявить эти таланты. Для нас очень важно, чтобы каждый из них имел возможность попробовать свои силы в том или ином конкурсе, соревновании, конференции, олимпиаде и т.д. Так, ежегодно около 2 тысяч наших детей принимают участие в различных конкурсах. А ещё очень важно развивать в детях командный дух, прививать умение работать в команде. На сегодняшний день мы насчитали 20 разных команд. Стараемся, чтобы их стало больше.

Мне не хотелось бы называть фамилии конкретных педагогов, особо выделять кого-то. В нашей школе много легендарных учителей, имена которых очень хорошо знают зеленоградцы, и много учителей, которые не так давно работают в нашем коллективе, но уже показали себя с самой лучшей стороны.

Если выдалась свободная минутка...

Человек вы, безусловно, крайне занятой и все же, когда выпадает свободное время, наверное, без музыки не обходитесь?

— Когда-то мне нравились народные песни, эстрадные… Но сегодня на первый план вышла классическая музыка. Это общеизвестный факт: классика успокаивает, помогает сосредоточиться, заряжает энергией. И я не исключение. В отпуске, например, могу часами слушать скрипку.

— Ну, а книги? Какое литературное произведение считаете наиболее близким?

- Я, пожалуй, даже не возьмусь объяснить, почему, но это однозначно «Война и мир» Л.Н. Толстого. Это книга, которую я постоянно перечитываю. Думаю, что самую большую роль здесь играет толстовский язык. Он совершенно особенный. В последнее время перечитываю также М.Е. Салтыкова-Щедрина. Полностью разделяю мнение о том, что этот писатель видел не только настоящее, но и будущее.

Успеваете ли уделить время семье?

— Для меня особенно важно, что дом — это такое место, где я могу отдохнуть, набраться сил. Его можно сравнить с раковиной или тихой гаванью. И мне хотелось бы, чтобы таковым он и оставался, потому что, я, конечно, очень много времени провожу в публичном пространстве. С родными же мы всегда с радостью встречаемся и проводим время вместе, когда выпадает такая возможность.

У меня прекрасная семья: это моя дорогая мамочка, муж, которому я очень благодарна за понимание и заботу, сын и дочь. У сына уже своя семья — это моя замечательная невестка, любимые внучки.

Интересно, что еще давно, работая в школе, многое я понимала через собственных детей. То новое, что мы начинали в лицее, пришлось на ту пору, когда там учились мои дети. И я видела ситуацию, как говорится, «изнутри», понимала все плюсы и минусы, не только как педагог, но и как мама. Сегодня, когда подрастают мои внучки, я оцениваю ситуацию уже и как директор и как бабушка детей, которым предстоит жить и работать в мире, который к моменту окончания ими школы, возможно, изменится до неузнаваемости.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»