Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Сериалы. Версия 3.0.

Здравствуйте, дорогие читатели!

И сегодня на ваш суд будет выставлена заключительная часть (по крайней мере, пока) моей сугубо личной классификации сериалов.

10) Сериалы про выживание (Побег, Остаться в живых). С одной стороны, странно, что я засунул два таких разных сериала в одну категорию, но вдумайтесь, люди помещены в агрессивную среду и стараются в ней выжить. Не суть важно, тюрьма это или необитаемый остров. И, разумеется, на самом деле таких сериалов огромное множество, помимо названных.

11) Сериалы про врачей (Клиника, Доктор Хаус, Реанимация, Медики Чикаго, Ночная смена). Да-да, хотелось бы выделить их в отдельную категорию, настолько они популярны и самобытны. Описывать, думаю, тут нечего - тяжелые будни врачей во всей их красе. Немного приукрашенные, с щепоткой юмора (иногда и с горстью, а иногда и вовсе без него), с акцентом на взаимоотношениях и драматичности, но все же будни.

12) Мыльные оперы (Санта-Барбара, Моя вторая мама, Дикий ангел, Кармелита,  Клон). Самая многочисленная категория сериалов нацеленная на самую благодарную и широкую публику - домохозяек и вообще женщин бальзаковского возраста. Самый большой вклад сюда вносят Бразилия, Мексика, Испания, Индия, США. Плотность этих сериалов так высока, что пытаться в них разобраться нет никакого смысла. Сотни сериалов, десятки тысяч серий, тысячи актеров. Путаницы также добавляет тот факт, что сами сериалы в этом жанре строятся на путанице. Извиняюсь за тавтологию. Посудите сами, авторы данных творений от серии к серии цепляют зрителей все новыми сюжетными поворотами на грани фола. Десятки действующих лиц в каждом сериале и все всем или родственники или бывшие любовники. В общем, каша еще та. Интрига закручивается так сильно, что сами создатели не всегда удерживают нить повествования (точнее никогда). А если сериал хочется затянуть, то тут вообще начинается такое, что описать просто невозможно.

13) Сериалы про компанию друзей (Элен и ребята, Беверли-Хиллз 90210, Друзья, Теория Большого взрыва). Ну название категории говорит само за себя. Можно лишь подчеркнуть, что сериалы эти для относительно молодой аудитории - явно не старше 30-35 лет (хотя возможны и исключения, кто знает). А также то, что они или о проблемах молодежи, или юмористические, ну или и то и другое вместе.

14) Мистические сериалы (Американская история ужасов, Салем, Страшные сказки, Байки из склепа, Боишься ли ты темноты, Темное зеркало). Не самая многочисленная категория, но довольно яркая. Малочисленность этой группы, скорее всего, связана с тем, что не так просто снимать долго про что-то страшное. Ведь страх во многом основан на неожиданности. Так что, если долго за чем-то наблюдать, то страшно уже не будет. Да и героев в ужастике должно быть немного и надо как-то пускать их в расход, иначе, в чем же страх (хотя авторов Игры Престолов ничто не останавливает от уничтожения действующих лиц, даже при том, что это не сериал-ужастик). Авторы решают эти проблемы по разному. Американская история ужасов каждый сезон рассказывает новую историю с новыми действующими лицами. Байки из склепа и Боишься ли ты темноты вообще меняют историю каждую серию (такие сериалы с независимыми сериями называются антологиями). Салем делает упор на драматизме и театральности, нежели на страхе, как таковом. Страшные сказки делают упор на динамичный сюжет и насыщенное действие. В любом случае, получается у них не так уж и плохо.

15) Профессиональные сериалы. Не буду долго на них останавливаться. Они делятся на документальные и недокументальные. очевидно, что это сериалы о людях какой-либо профессии. Чаще всего, это пожарные, полицейские, спасатели, в общем, представители каких-то экстремальных профессий. Ну конечно, должно же быть интересно.

16) Сериалы с независимыми сериями (например, Удивительные истории). Это сериалы, в которых серии никак не связаны между собой и являются абсолютно отдельным повествованием (как я упоминал выше, это сериалы-антологии).

17) Сериалы о человеке и его друге. Согласен, странновато звучит. Но я имею в виду вполне невинную тематику. Это сериалы о человеке и его питомце. Это может быть собака (Комиссар Рекс, Лесси), лошадь (Амика, Дикий огонь) или любое реальное или фантастическое существо. Ставка в данном случае очень проста - милый хозяин, еще более милый зверек и злые люди вокруг. Почва весьма благодатная - тут вам и взаимоотношения хозяина и питомца, и совместное преодоление трудностей, и социальные вопросы, и экологические проблемы, и охрана природы, и защита зверей.

18) Сериалы о необычных напарниках. Примерно то же самое, что и в предыдущем пункте, но не совсем. Здесь почти всегда боевик, почти всегда главный герой - брутальный персонаж (неважно какого пола) и почти всегда у него необычный помощник. Это уже даже не обязательно живое существо. Яркий пример - Рыцарь дорог. История спецагента и его разумной машины просто взорвала мозг публики и покорила ее сердца в свое время (жаль, что у ремейка не получилось повторить тот успех).

19) Военные сериалы. Тот случай, когда название говорит само за себя. Это сериалы про солдат, выполняющих свой долг. Разброс огромен - любые эпохи, войны, сражения, нации. Не говоря уже про степени художественного приукрашивания и исторической достоверности. Тут уж все на совести авторов - насколько они хотели правдиво передать те или иные события. Мало кто в этом способен удержать идеальный баланс.

20) Помимо всего прочего, хотелось бы отдельно выделить идейные сериалы. Как бы объяснить... Это такие сериалы, в которых идет некая скрытая агитация, часто патриотическая или антипатриотическая. Самые частые темы в подобных проектах - это политика, судебное дело или война. На ум приходят Карточный домик, Вице-президент, Мировые войны, Юристы Бостона.

21) Сериалы о диких животных. И я сейчас не столько о Дискавери, BBC и НатГео (это скорее передачи, чем сериалы), сколько о немногочисленных, но тем не менее интересных полноценных сериалах про диких животных. В них часто авторы перебарщивают с художественной составляющей, люди почти всегда перетягивают на себя все повествование, а главная идея сводится к охране дикой природы (что, наверное, все-таки хорошо), но некий дух, атмосфера и шарм все же остаются. Иногда добавляется легкий сказочный элемент - повествование от лица животного, его мысли. Интересный прием, при правильном применении скрашивающий общее впечатление.

22) Сериалы о семьях. Именно в такой формулировке, а не "семейные сериалы". В моем понимании, "семейный сериал" - это вообще любой сериал, который можно посмотреть с семьей, без высокого возрастного ограничения. А я хочу выделить в отдельную группу именно сериалы о семьях. Они могут быть юмористическими, драматическими, повседневными. Они могут рассказывать о проблемах отцов и детей, о социальном неравенстве, о взрослении, о взаимоотношениях членов семьи. Они могут быть со сказочными элементами и без, в прошлом, настоящем или будущем. Самое главное, чтобы в центре сюжета была именно семья.

Я намеренно не применял в своей классификации каноническое разделение - драма, комедия, трагедия. Это было бы банально. Моей целью было разделить сериалы, на основании их концепции, на узкие группы и я очень надеюсь, что хотя бы частично у меня это получилось. Хочу отметить, что выделенные мной категории ни в коем случае не взаимоисключают друг друга, напротив, многие из них вынужденно перемежаются. Например, сериалы про сверхъестественных сыщиков не могут не быть в то же время сериалами о скрытом сверхъестественном мире. Или сериалы про врачей, которые щедро выделены мной в отдельную категорию, не могут не быть профессиональными сериалами. Но как бы то ни было, если разложить все по полочкам, то выбор сериалов не так уж и велик. То есть, их конечно тьма, но плачевно то, что разнообразие идей в них оставляет желать лучшего (хотя на наш с вами век хватит, как и на следующий). Вы можете сказать, что я много утрировал, срезал углы, сильно обобщал и, что, даже на беглый взгляд, заметны шероховатости в моих рассуждениях. Возможно, так и есть. Но признайте, закономерности, проходящие единой линией через десятки сериалов, очевидны.

Спасибо за внимание!