Первая часть. "Весна Священная" Стравинский
Дэниелом Левитаном несколько лет назад издал книгу "Пруст был нейробиологом", в которой он упоминает о «Весне Священной» в контексте своих исследований.
Он задавался таким вопросом, как симфония может вызывать беспорядки? Почему музыка Стравинского расстраивала человека 20 века?
Дэниел верит, что Весна была так опасна для прослушивания, потому что это было что-то новое. Никто до Стравинского не сочинял музыку таким способом.
Это вид новизны плохо вписывался в стандарты той эпохи. Человеческий мозг организован, так что его обучение проходит с помощью ассоциаций : это яблоко, а это стул, это то, а это другое.
Музыка работает, тонко играя с нашими ожидаемыми ассоциациями, соблазняя нас сделать прогнозы о том, какое примечание прибудет затем, и затем сталкивание нас с нашими ошибками прогноза.
На самом деле ствол мозга содержит сеть нейронов, которая только отвечает на удивительные звуки. Когда музыкальный образец, который мы знаем, нарушен, эти ячейки начинают нервный процесс, который заканчивается выпуском дофамина. (Как Левитин отмечает, дофамин - также химический источник наших самых интенсивных эмоций, который помогает объяснять странное эмоциональное питание музыки, особенно когда это сталкивает нас с новизной и разногласием.), соблазняя нас хрупкими образцами, музыка наслаждается нашей основной мозговой схемой и активирует большинство наших основных эмоций.
Стравинский просто использовал эту идею вполне логичном контексте. Его музыкальные нарушения были более сильными, чем что-нибудь, что прибыло прежде. (Хотя честно говоря, Вагнер и Шенберг также вызвали сильные беспорядки.) Когда Стравинский решил написать Весну Священную, он хотел уйти от канонов классической музыки. Настало время послушать, что-то абсолютно новое.
Конечно, сейчас Весна Священная это одна из лучших работ прошлого столетья. Хотя это произведение звучит агрессивно, эта агрессия уже никого не шокирует. Спустя сорок лет после того, как Весна вызвала бунт, Уолт Дисней включил этот шедевр в мультфильм для детей.
Как это происходит? Как такое ложное и сильное произведение искусства становится подходящим для малышей?
Ответ возвращает нас к мозгу и его способности изучать новые образы. После того, как некоторые слушают несколько раз, болезненные аккорды произведения Стравинского, впоследствии эти самые аккорды перестают для нас быть столь болезненными. Нам мозг приспосабливается к новому звучанию, то есть учиться слушать и понимать новые звуки.
Получается, что слушать музыку тоже надо учиться, для того, чтобы увеличить свое восприятие и создавать новые задачи в нашем головном мозге. Но не смотря на то, что наш мозг может привыкнуть к различным звукам, то душу удивляет не разнообразное звучание, а эмоции, которые передает музыка.
Другой пример из жизни великого композитора Сергея Рахманинова. После провала первого концерта и личных проблем, в течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. В тот момент композитор проходил лечение у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт.
Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Каждый раз, когда мы слушаем второй концерт, мы тоже переживаем, все эмоции, которые переживал композитор. Боль, утрату, возрождение, радость, успокоение, гармонию, хаос, надежду.
Музыка, которую создал Рахманинов, говорит о нем больше, чем то, что мы можем прочить о нем в его автобиографии. Тоже самое можно сказать о других композиторах, о людях, которым удалось сохранить свои чувства в контексте нотных листов.