«Природы нет» - слоган открывшейся недавно выставки в «Гараже». Утверждая, что абстрактного понятия «природа» как такового не существует, устроители выставки предлагают зрителю по-новому взглянуть на проблемы экологии. Чтобы не вводить слегка обескураженного зрителя в заблуждение, его заранее предупреждают, что данное утверждение можно найти в статье Т. Дж. Демоса «Искусство после природы», почитать которую не мешало бы каждому интересующемуся данной темой. http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/253
Иными словами, природа – это не просто некое отстранённое понятие, а то, что повседневно нас окружает. Экология теперь понимается в более широком смысле, «как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии» (читаем в пресс-релизе).
Взаимодействие человека и прочих биологических видов – одна из ключевых тем данной выставки. Более того, в экспозицию включены некоторые животные: настоящий волк из приюта, помещённый вместе с человеком в специальную клетку, и настоящие пчёлы в ульях на крыше музея. Здесь также есть чучела голубей, они практически незаметны, скромно размещены в углу под самым потолком. Костюмы, выполненные из шкур коров и коз, расположились здесь также неслучайно. Они одновременно являются и инсталляцией, и набором пригодных для ношения вещей. Более того, эти костюмы «оживают» во время перформанса: облачённые в них исполнители превращаются в полулюдей-полуживотных, ведущих друг друга на поводках.
Бесспорно, перформанс Меллы Ярсмы провокационен. Но он ещё напоминает о том, как в различных культурах представлялись различные божества и духи в виде антропоморфных существ. Получилась своеобразная историческая реминисценция. В целом, можно сказать, «историческая» составляющая явилась чуть ли не основополагающей на данной выставке. Например, о первобытной культуре напоминает инсталляция Сергея Кищенко «Храм Венеры».
В отдельном зале специально представлен «ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде до произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства» (написано в пресс-релизе).
Своеобразным диалогом с историей оказывается инсталляция Хуана Юна Пина «Американская кухня и китайские тараканы», встречающая зрителя при входе в музей. Работа посвящена открытию американской выставки в Сокольниках, а точнее «кухонным дебатам» 1959 г. между Н.С. Хрущёвым и Р. Никсоном.
Таким образом, возникший диалог с историей обостряет наше внимание к вопросам грядущего времени. И в данном контексте обозначенные здесь проблемы экологии, прочувствованные художниками из разных стран, не только актуализируются, но и побуждают к осмысленному действию. Каким может быть это действие? Хотя бы по-новому взглянуть на жизнь окружающих нас пчёл. Как это делает художественная группа finger. Уже более 10 лет участники группы занимаются различными творческими практиками, связанными с пчеловодством. И сейчас на крыше «Гаража» они устроили своеобразный пчелиный музей: установили три своеобразно оформленных улья, каждый из которых представляет отдельный «зал» пчелиного музея и посвящён определённой теме (1 – убийцы пчёл, 2 – применение пчёл в гастрономии, 3 – глобальный миф об исчезновении насекомых в Европе). Для современного мегаполиса такой творческий подход может действительно оказаться поводом для пересмотрения некоторых вопросов.
Материал подготовила А. Зарецкая