16 подписчиков

Тысяча и один Поцелуй Мунка.

714 прочитали
Поцелуй (1895).
Поцелуй (1895).

На выставке Мунка в Третьяковке «Поцелуев» было много. Несколько картин с одним и тем же сюжетом и даже названием. Пара работ, выполненных маслом, другие - в графике.

Поцелуй у окна (1891). Поцелуй (1897).
Поцелуй у окна (1891). Поцелуй (1897).

Мунк часто возвращался к уже проработанным сюжетам. В итоге мы имеем ряд картин с одним названием и римскими цифрами по порядку создания. Художник менял настроение, образ или технику исполнения. Иногда материал диктовал направление, динамику линий. Например в гравюрах на дереве Мунк обыгрывал линии волокон и спилы сучков.

На выставке Мунка в Третьяковке «Поцелуев» было много. Несколько картин с одним и тем же сюжетом и даже названием. Пара работ, выполненных маслом, другие - в графике.-3

Первые варианты картины «Поцелуй» Эдвард Мунк создал в начале 1890-х годов. А наибольшую известность получила работа 1897 года. Она же стала частью цикла картин «Фриз жизни». 

Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» — цикл работ норвежского художника Эдварда Мунка, объединённых им единой темой. Человеческая жизнь, бытие. Чувства и страхи.

В свете сумерек влюбленная пара слилась в страстном поцелуе. Двое наслаждаются друг другом. Они словно позабыли обо всем на свете. Порыв страсти, эмоциональный накал исходят от них электрическими волнами. Видите, как искажается пространство вокруг них?

Прикосновение пылающих губ. Земля и небо исчезли. И чёрные глаза заглянули в мои. (Эдвард Мунк, 1930-1935)

Довольно скупая цветовая гамма с парой ярких акцентов создаёт атмосферу таинственности и интимности. Однако пластичность и грациозность фигур, их размытые очертания, слившиеся в единое целое лица передают невероятную страсть влюблённых.

Поцелуй (1897).
Поцелуй (1897).

Даже край занавески, скрывающей их от внешнего мира, приоткрывается от чувственного порыва. И как мало значит этот мир, сокрытый занавеской! С его обществом маленьких, но довольных собой обывателей. Как тот, что горделиво вышагивает на улице в проглянувший кусочек окна.

В момент страстного поцелуя все вокруг кажется глупым и лишенным смысла.

Художник сознательно не прописывает лица и тела влюбленных. Разве для любви важны черты лица и силуэты фигуры, положение в обществе и достаток? Только эмоции, только чувства, переживания и накал страстей. 

Поцелуй в поле (1943). Поцелуй IV (1902).
Поцелуй в поле (1943). Поцелуй IV (1902).

Так зачем же повторять сюжет? Неужели художник считал тему нераскрытой, а картины неудачными?

Вовсе нет.

Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То как человек видит, зависит и от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному, это и придает искусству интерес. (Эдвард Мунк, 1889-1890)

Возвращаясь к сюжету, Мунк передавал новые чувства и эмоции, присущие конкретному моменту. Как бы открывал происходящее с другой стороны. Менял внимание и акценты. Возможно поэтому в его картинах так легко можно найти созвучное своим чувствам и воспоминаниям.