16 подписчиков

Мой первый Гамлет был женщиной.

Лаура Пицхелаури в роли Гамлета. Вынесет ли Гамлет свой крест?
Лаура Пицхелаури в роли Гамлета. Вынесет ли Гамлет свой крест?

Страстно люблю театр. Но так вышло, что первого Гамлета на сцене я увидела лишь этой весной. До этого был только Бенечка в кино. Кстати рекомендую! В разных городах его показывают.

Весна. Золотая маска. Театр Ленсовета привёз в Москву спектакль Юрия Бутусова. 

Клавдий.
Клавдий.

Чувства от спектакля были противоречивые. Кажется ему многовато 4 часов и 2 антрактов. Возможно ситуацию усугубили инквизиторские креслах РАМТа, на сцене которого проходил показ. Вот всем сердцем (и другими частями тела) не принимаю эти кресла.

В первую смену декораций чуть ли не запищала от восторга. Безумство на сцене, безумство в звуке. Всё это магнетизирует, вводит в странное состояние. Шаманизм да и только! В этом весь Бутусов. Через органы чувств он обращается к чему-то внутри зрителя. Каждый достаёт своих скелетов.

Хочется и самой начать двигаться под музыку, только при этом сложно не упустить происходящего.

Но в течение спектакля эта магия постепенно сходила на нет. И сознание возвращалось в реальность - на сцене туда-сюда переносят мебель, бутылки и доски. И хоть эта пустая тара символизирует общество Эльсинора в период «правления» Клавдия или разделяет живых от мертвых, превращаясь в Лету или Стикс (с какой стороны посмотреть), желание переколошматить стекло ко всем чертям росло внутри меня от раза к разу.

Страстно люблю театр. Но так вышло, что первого Гамлета на сцене я увидела лишь этой весной. До этого был только Бенечка в кино. Кстати рекомендую! В разных городах его показывают. Весна.-3
Гамлет – давно уже миф, не человек. Это - духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха. (Юрий Бутусов)

В роли Гамлета - Лаура Пицхелаури. Гамлет - как женская роль. А почему бы и нет? Держите номинанта на Золотую Маску. 

Герой условно лишенный половой принадлежности. Хрупкий, тонкий персонаж, которого надо беречь, буквально на руках носить или любоваться как на золотую статуэтку. Он как подросток - непримирим, порывист и категоричен. То перед нами рок-звезда, герой всех вечеринок.. то хрупкая девочка в простом синем платьице, оказавшаяся жертвой уродливого общества.

Страстно люблю театр. Но так вышло, что первого Гамлета на сцене я увидела лишь этой весной. До этого был только Бенечка в кино. Кстати рекомендую! В разных городах его показывают. Весна.-4

В противовес ему Офелия (Фёдор Пшеничный) становится мужской ролью. Долговязая и угловатая, с вечной маской на лице, покорная и согласная со всеми. Но если в Гамлете сохраняется гармония этого слияния мужского и женского (в пластике, походке, образе с начала и до конца), то Офелию буквально коротит и в итоге выбрасывает из мужской формы. Погибая, она обретает свой естественный женственный образ (Юстина Вонщик).

Две личности Офелии.
Две личности Офелии.

Клавдий (Сергей Перегудов) появляется в виде бездомного, алкоголика, пропойцы и бандита. И такое же разлагающееся общество сопровождает его в качестве свиты. Как говорит Могильщик (Александр Новиков), некоторые начинают гнить ещё при жизни. 

Клавдий и Гертруда.
Клавдий и Гертруда.

Кстати Новиков так же исполнил роли актёра и Йорика. Монолог актёра о том, как же на самом деле надо играть, вызвал фейерверк эмоций в зале. А Йорик, обычный живой Йорик вместо приевшегося черепа в руках, тронул своей искренней любовью к Гамлету.

Йорик, могильщик и актёр.
Йорик, могильщик и актёр.

Тень отца Гамлета (Виталий Куликов) у Бутусова постоянный персонаж. Он всегда на сцене. То в форме тени во всю стену, то фигура Чёрного Человека, то Альтерэго Гамлета, вторая часть его сознания. Он оберегает сына, утешает его, слушает. И даже останавливает, отводя удар мачете. Сильное отличие от классического шекспировского призрака, который каждым своим появлением толкает Гамлета к мести.

Гамлет и Призрак отца.
Гамлет и Призрак отца.

Полоний (Олег Фёдоров) импульсивный, резкий холерик. С чудинкой.. можно даже сказать, психопатическая личность.

Полоний и Офелия. Лаэрт и Офелия.
Полоний и Офелия. Лаэрт и Офелия.

Гертруда (Евгения Евстигнеева) просто слепа и бесчувственна. Отрешённая. И только к концу она прозревает.

Полоний, Клавдий и Офелия.
Полоний, Клавдий и Офелия.

Спектакль воспринимается как вызов. Начиная с телефонного разговора со Славиком, который не помнит, как умер Гамлет, заканчивая открытым финалом без ответа на этот самый вопрос. Кстати, а вы помните, как умер Гамлет? Только честно, никуда не подглядывая.

Мышеловка. Фрагмент спектакля «Гамлет»
Мышеловка. Фрагмент спектакля «Гамлет»

P.S.: после этого Гамлета я посмотрела:

  • Гамлета на якутском языке с зомби-Офелией и пьяной Гертрудой;
  • реп-вариацию Гамлета (батл принца датского с Клавдием будет покруче версуса!)
  • Гамлета, где все роли играет один актёр;

Вот даже не знаю, о чем рассказать в следующий раз..