Стены подъезда – «роман о романе»
«–Так что же это за квартира?
– Это часть той силы, что навечно сохранила дух Михаила Афанасьевича Булгакова!».
Именно такой след о своем пребывании (в журнале отзывов) оставили мы в квартире Булгакова, превращенной в музей. Мы побывали там, когда ездили в начале апреля в Москву на Дни школьной прессы. Вообще-то, это переделанная цитата Гете: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и совершает Добро». Спросите, почему мы перефразировали именно эту фразу? Элементарно: сам Булгаков тоже изменил ее и сделал эпиграфом к великому, мистическому и обожаемому читателями во всем мире произведению «Мастер и Маргарита». Сколько таинственности, магии, юмора и иронии скрыто в нем!
Прочитать роман и посмотреть сериал – мало, мы решили глубже окунуться в эту атмосферу и пойти в «нехорошую квартиру №50» на Большой Садовой, 10. Про саму квартиру и ее существование все знают из романа, но про то, что она действительно бывшая коммуналка и что там действующий музей, знают далеко не многие. В ней сохранились старые вещи, мебель и даже рукописи автора. Представьте, каково это – прикасаться к истории, к стульям, на которых сидел великий человек, быть в стенах комнаты, которая запечатлела написание большинства его произведений. Интересный факт: многие герои «Мастера и Маргариты» были взяты им из реальной жизни, они были жителями этой коммунальной квартиры.
Итак, предлагаю вам ненадолго погрузиться в мир Булгакова и пройти всю экскурсию по квартире вместе со мной. Обещаю, что скучно не будет.
Часто в различных социальных сетях мы встречаем фотографии полностью расписанного подъезда, стоит рассказать об истории этого мистического места. После опубликования и многочисленных переизданий в наши дни «Мастера и Маргариты» фанаты и просто вдохновленные книгой люди начали приходить в подъезд, где расположена эта коммунальная квартира №50, и писать различные надписи, рисовать рисунки, относящиеся к роману. Их много раз пытались закрасить, хотели прекратить эту вакханалию, но духовная сила людей и любовь к творчеству Булгакова смогли противостоять «цензуре», и «говорящие стены» продолжали свою «жизнь». Почему говорящие? Потому что люди приходили и отражали самые потаенные мысли о романе на стенах, они вдохновлялись творчеством, историей, магией произведения и судьбами самых загадочных героев романа. Только представьте, весь подъезд «живет и дышит» как бы в присутствии других людей. И самое интересное, что многие цитаты и рисунки на самом деле стоящие, стены с их помощью как будто говорят вновь приходящим гостям о себе. Нет, они не говорят, а кричат и заявляют о себе. Кто-то считает это место удачливым и пишет тут про ЕГЭ, кто-то признается в любви, а кто-то цитирует произведения Булгакова. Надписи в подъезде – не глупая выходка, а отклик на великое творчество Булгакова.
Когда попадаешь в эту атмосферу, то проникаешься этими мыслями,
всей атмосферой этого подъезда. В 2007 году его стены были полностью закрашены в очередной раз, но всего за несколько лет рисунки и надписи появились вновь, теперь там нет пустого места.
Его стол, рукопись, окно…
Мы поднимаемся на четвёртый этаж, заворачиваем в левую дверь и попадаем в квартиру Булгакова. Это место, где были написаны его произведения, где сохранилась энергетика великого писателя. К слову, вход для школьников стоит всего 100 руб., посетителей, когда мы пришли, было немного.
Раздевшись в одной из комнат, превращенной в гардероб, мы направляемся в «синий кабинет». Именно здесь был написан роман «Мастер и Маргарита». Интерьер комнаты сохранён таким, какой был при жизни писателя. На стене – картина, на которой изображён Булгаков за несколько дней до своей смерти. Стены кабинета покрашены в темный и благородный синий цвет, который, на самом деле, немного давит и заставляет почувствовать энергию магии этого места. Тут стоит сохранившийся письменный стол писателя, на нем – рукопись «Мастера и Маргариты», очки, лампа, есть здесь пуфик и шкаф. Каждое утро Булгаков просыпался и смотрел в свое окно. Только представьте, что мы можем наблюдать почти тот же самый вид, что и он…
Выходим из кабинета и, пройдя по длинному коридору, заходим во вторую комнату. В ней нет сохранившегося интерьера или же каких-то ценных вещей, но особенность ее в том, что там расположен интерактивный экран и иллюстрации, посвящённая всему дворику по ул. Большой Садовой, 10. Мы видим сам дом с его квартирами, с помощью интерактивных кнопок можно было узнавать историю каждого жителя. Нажимаю на кнопку, загорелось окошко, нарисован примерный интерьер этой квартиры и фотографии жителей. Было очень интересно узнать про обычных жильцов домов, окружающих дворик, а не только про великого писателя.
Дальше по коридору мы можем наблюдать общую кухню. Как говорил сам Булгаков, это сборище всех зол и самых сильных скандалов. Главной на ней была та самая Аннушка из романа. Она была собирательницей всех скандалов и сплетен, из-за нее даже произошел пожар и ещё много различных бед. На стенах кухни развешаны различные цитаты Булгакова о его жизни в коммунальной квартире. На полках – различные предметы быта начала ХХ века – самовар, бидоны оцинкованные и эмалированные, висит дуршлаг, с потолка свисает лампочка на проводе, деревянные табуретки выкрашены в разные цвета.
Напротив кухни находится гостиная, раньше она принадлежала маме с двумя детьми. Интерьер выполнен в коричневых цветах, очень много зеркал, которые стоят напротив друг друга и как-то даже устрашают. Больше ничего интересного нет.
Самая последняя комната тоже не особо значимая, но в ней стояла старинная печатная машинка, правда, без бумаги и, возможно, даже принадлежавшая ранее не Булгакову, но печатать на ней разрешалось. Мы напечатали свои желания, верили и верим до сих пор, что они исполнятся. Даша Молчанова и Полина Кузнецова, с которыми я ходила в музей, заканчивают 11 класс, и, конечно, их желания – поступить в вуз на бюджетное отделение. Вообще, любое «удачливое» место в квартире или такое, где есть намеки на исполнение желаний, было ими опробовано, обтерто или исписано.
Лавочки на Патриарших
На этом закончились открытые для посещения комнаты квартиры, но не её история. Что мы чувствовали? Какую-то тяжесть внутри себя: квартира, действительно, тяжелая по энергетике, но это чувство перекрывали эмоции радости и позитива, от того, что мы там побывали.
Мы вышли, переполненные эмоциями, радостно фотографировались, обсуждали всё, что увидели. И направились на Патриаршие пруды, которые расположены неподалеку. Именно там снималась первая серия сериала «Мастер и Маргарита». Именно там на лавочке сидели поэт Бездомный и Берлиоз. Именно там к ним подошёл загадочный, мистический, хитрый и умный Воланд, который в будущем предсказал смерть Берлиоза, но – увы! –ему никто не поверил.
Мы погуляли, посмотрели, посидели на лавочке, узнали цены на квартиры в этом районе, ужаснулись и пошли есть. Думаю, что это было стратегически верным решением. Однако наши речи и диалоги об увиденном еще долго не смолкали. Думаю, что это те удивительные эмоции, которые следует испытать каждому настоящему любителю «Мастера и Маргариты».
Автор София Шаравьева, 9А
Материал опубликован в Вестнике Молодёжного клуба РГО "Уральский следопыт" № 7 июнь-2019
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.