Наверняка, вам уже знакомо понятие тайм-менеджмента. Возможно, вы даже регулярно составляете списки дел, стараетесь следовать графику. А, быть может, вы освоили разного рода продвинутые методики. Однако, если все еще самоорганизация не достигла высот или вы испытываете проблемы с мотивацией, то начать стоит с самых основ. Мы проштудировали 7 разных учебников по тайм-менеджменту и полностью готовы описать все этапы его реализации. И сегодня предлагаем начать свой путь с создания системы целеполагания.
Круг Забот и Круг Влияния
Цели и мечты порой возникают “с потолка” - они абсолютно недостижимы и, стало быть, никакой тайм-менеджмент помочь их достичь не поможет. Так что начать лучше со своих интересов. Опорными тезисами в тайм-менеджменте являются “Круг влияния” и “Круг забот”. Если трезво посмотреть на свои интересы, окажется, что довольно много вещей, на которые мы тратим свое время, не подвластно нашему влиянию (сюда можно отнести жалобы на других, . Если изобразить их схематично, то Круг наших интересов (Забот) окажется много больше Круга нашего Влияния. То есть силы и время уходят в пустоту. Проактивный подход к жизни предлагает постараться отказаться от этого - сосредоточить максимум своего внимания именно на Круге Влияния. Данную концепцию выдвинул Стивен Кови - последующие исследователи лишь немного поправили оригинальную идею (у Стивена Кови Круг Влияния располагался полностью внутри Круга Забот, однако зачастую мы имеем влияние на вещи, которые нам неинтересны - это стоит учитывать, так как, поняв и задумавшись о своих реальных сферах влияния, в ранее не интересовавших вас темах, но входящих в Круг Влияния, можно что-то найти, и ваш Круг Забот вполне обоснованно станет шире)
Концентрируясь на интересах, которые входят в ваш круг влияния, со временем данный круг начнет расти. Время потраченное на такие интересы непременно будет способствовать росту. По сути, вы, еще до выявления целей, начнете свой путь к ним - ваши цели прямо следуют из ваших интересов, т.ч. любой рост будет пусть даже небольшим, но шагом вперед.
Группы потребностей
Когда речь заходит о личности (а Персональный Тайм-Менеджмент нацелен именно на личность), волей неволей приходится учитывать Осознанное и Неосознанное. Не зря знаменитая пирамида потребностей Маслоу в основании ставит именно физиологические потребности, а также потребность в безопасности. Как бы высоки ни были ваши цели, от природы убежать не получится.
За последние десятилетия возникло много гипотез и концепций, группирующих потребности человека, однако все они происходят от Абрахама Маслоу и его пирамиды. Разобравшись с уровнями Маслоу, поймем и все остальные:
- 1 уровень - Биологические потребности (обеспечивает биологическое функционирование человека)
- 2 уровень - Потребность в безопасности (физической и психической)
- 3 уровень - Потребность в привязанности (социальный)
- 4 уровень - Потребность в получении социальных “поглаживаний” и признания компетентности
- 5 уровень - Потребность в самоактуализации.
Между 4 и 5 современные сторонники концепции выделяют еще “уровень когнитивных и эстетических потребностей (потребность в познании, в порядке, в красоте и пр.) - сам Маслоу относил данные потребности к 5 уровню.
Не стоит путать ”цели” с “потребностями”. Большинство исследователей выделяют “физические” и “первичные социальные” потребности в отдельную группу. Конечно, Вас интересует совсем не это. Однако, именно эти “потребности” считаются (являются) самыми сильными, с точки зрения мотивации. И никак не получится реализовать свой творческий потенциал, или достичь успешного социального статуса, не воплотив первичные потребности в жизнь. Человек - сперва явление биологическое, и лишь потом социальное. Знаменитое правило “художник должен быть голодным” - фактически не работает. Удовлетворения от достижения целей, находясь при этом в “нужде” по более низкоуровневым потребностям, будет едва ли. Да, и усилий потребуется в разы больше. Т.ч. первое, что стоит сделать еще до постановки своей цели, иметь приемлемые или комфортные условия. Знаменитая “зона комфорта”, из которой все так стремятся выйти, к комфорту физическому имеет отношение слабое, да, и, в большинстве случаев, некомфортна вовсе.
Если понимать, на чем именно основаны те или иные наши желания, то гораздо проще будет их разбить на подзадачи. С подзадачами (задачами меньшего масштаба) работать проще - достижение цели много легче, а ощущение достижения цели добавляет мотивации. Так же, поняв внутренние стимулы, легче искать дополнительные цели. А понимая внутренние барьеры (нереализованные потребности более низких уровней) можно решить проблему прокрастинации.
Целеполагание
Целеполагание - это определение и конструирование целей, а также формирование образа желаемого будущего.
Мотив - побуждение к действию, направленное на достижение конкретной цели, служащей удовлетворением конкретной потребности.
Самое время определиться со своими целями. Сейчас мы уже знаем, где их искать (Круг Влияния), как определить мотивации и подготовить идеальную почву для достижения (работа с группами потребностей), а значит, справиться с целью(-ями) нам по плечу. Итак, краткий экскурс в целеполагание и советы по выставлению целей:
- Средства достижения цели зачастую преграждают дорогу даже самой привлекательной цели: Следует грамотно взвесить соотношение “цена\прибыль”. На первых порах лучше ставить меньшие цели, тогда и возможные потери будут много меньшим барьером, а значит и мотивация в достижении не будет спотыкаться о постоянные оценки.
Принципы целеполагания:
- Приоритет стоит отдавать краткосрочным целям.
- Предпочтение стоит отдавать целям, которые можно реализовать самостоятельно (без необходимости в сторонних людях)
- При постановке цели не должно возникать сомнений - если цель кажется недостижимой, либо ощущается дискомфорт, при мысли о работе над её достижением, значит цель выбрана неправильно (в достижении такой цели будет слабая мотивация)
- Адаптируйтесь к ситуации - смена или корректировка целей в процессе достижения нормальная практика.
Для полноценной картины (для повышения внутренней мотивации) стоит прямо называть свою цель. Лучшая цель - та, которую можно визуализировать. Также лучше иметь большую цель, разделенную на множество подцелей. Тогда каждое новое достижение будет способствовать повышению мотивации, а Большая цель станет жизненным ориентиром.
Вопросник для составления стратегического плана:
- Зачем и почему я это делаю?
- Чего я хочу добиться в конечном счете? Чьи интересы я при этом затрагиваю? На что окажет влияние конечный результат?
- Каковы условия, влияющие на процесс реализации цели? Какие препятствия? Какие возможности?
- Что я делаю хорошо и что я делаю плохо?
- Что я должен сделать прежде всего?
- Что я должен делать в перспективе?
- Какие компоненты цели самые важные, какие перспективные, и какие выгодные?
- Какие пункты плана прямо помогут достичь цели, а какие второстепенны?
- Какие конкретные действия могут свести к минимуму негативные влияния и последствия, а какие усиливают позитив? Когда, где и как эти действия должны быть выполнены? Что для этого необходимо?
- Есть ли компоненты цели, которые заведомо невыполнимы? Нужно ли ставить новые цели? Не будет ли новый план действий более реальным и целенаправленным?