Мне, человеку здравомыслящему и не склонному к мистике, трудно далось понимание того, что это явление существует. Но теперь я знаю - не из литературы, а из личного опыта, - что незадолго до смерти на лице человека появляются некие признаки. И хотя их трудно описать словами и систематизировать, я попробую.
Случаев, когда я сталкивалась с этим явлением, было с десяток на протяжении 15 – 20 лет. Есть между ними общее: все эти люди – мужчины, они были мне знакомы, никто из них не лежал в постели, что называется, на смертном одре, каждого я видела незадолго до смерти и что-то в его лице меня напугало. Условно разделю все случаи на три группы. Вот как это было.
Сообщили на работе, что умер бывший коллега. Я его видела дня три назад. Шел мимо, поздоровался, остановился поговорить, а я слегка испугалась чего-то. Глаза у него были голубые, широко распахнутые, как у советских кукол. Никогда раньше не замечала, какого цвета у него глаза, я вообще никогда не вглядываюсь в цвет глаз и не отличаю карие от зеленых. Нет, он не таращился, смотрел как обычно, но глаза неестественно выделялись на лице – точнее сказать не могу.
Случай этот позабылся, пока не произошел похожий второй. Умер бывший односельчанин, сосед. За месяц до этого мы с братьями побывали на малой родине, заходили к нему в гости. Он показывал свои владения – сад с беседкой и цветами, огород, индоуток во дворе... И вот месяц спустя я приехала в деревню одна, шла мимо его дома к подруге. Сквозь штакетник увидела, как хозяин спустился с крыльца с ведром корма для поросенка, пошел в хлев. Меня не заметил, глядя перед собой, и я приветствовать его почему-то не стала, испугавшись огромных и серьезных голубых глаз. Вечером узнали, что там, в сарае, он и умер – от остановки сердца. А я с тех пор стала бояться увидеть у кого-то широко распахнутые и бессмысленные голубые глаза.
Но в третьем случае глаза были серыми. Стояли со знакомым на остановке, мирно беседовали о пустяках, и вдруг он взглянул так, что у меня сердце в пятки ушло… В долю секунды я разглядела всю его радужную оболочку со всеми крапинками – казалось, эти глаза приблизились до моей переносицы. Свернув разговор, я поторопилась уйти, чтобы прийти в себя… Не прошло и недели, как он умер.
Вот это была первая группа случаев, которую я назвала «Глаза как у куклы». В остальных случаях было другое.
Мой бывший шеф, человек творческий, местный поэт, под конец рабочего дня даже прилег на диван: «Ох, что-то не так…». Потом привстал, разговаривая с коллективом, в какой-то момент улыбнулся… А я захлопала глазами – сквозь улыбающиеся губы увидела другие, неподвижные. Лицо расплывалось, как при помехах на экранах старых телевизоров. В общем, одновременно губы и улыбались, и были сжаты. Когда проморгалась, двойной эффект исчез, но появился страх. Тем же вечером шефа сбила машина.
К этой же группе «Расплывчатое лицо» я могу отнести случай с 18-летним мальчишкой, знакомым дочери. Разговаривала с ним вечером, с расстояния в несколько метров. Слышу веселый голос, вижу прическу, всю фигуру, а лицо куда-то делось. Будто у меня вдруг началась сильная близорукость – какой-то подвижный туман. Тогда списала все на вечерние сумерки. Но вскоре утонул тот мальчик. Долго ехал по жаре на велосипеде к озеру, разгоряченный, нырнул в холодную воду… Когда его нашли водолазы, воды в легких не оказалось. От перепада температур остановилось сердце.
И последняя группа в этой страшной классификации - «Оскал». Это случилось с моим зятем и еще раньше – с одним коллегой. Оба были молоды и здоровы, оба погибли в ДТП. Никакие глаза у них на лице не выделялись, никакие улыбки не раздваивались, никакого туману. Оба в последний раз стояли ко мне в профиль, и я, ни о чем плохом не думая, вздрогнула всем телом – и у того, и у другого лицо в тот момент было страшным, будто сквозь него проглядывал оскал или голый череп.
Еще хочу заметить, что я никого из этих мужчин не могла предупредить о плохом, и даже не из этических соображений, просто такое желание блокировалось, не допускалось кем-то свыше. Наверное, никому нельзя вмешиваться в чужую судьбу.
Я прошу читателей не писать мне разные гадости, все это очень больно. Я даже просила Бога избавить меня от этих видений. И теперь ничего подобного не замечаю, если только передо мной не тяжелобольной пожилой человек, которому немного осталось.
Можно еще почитать по теме: